Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 18:13, контрольная работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы.
Введение
Глава 1. Бюджет как базовый инструмент национальной экономики.
1. Понятие госбюджета. Сущность дисбаланса бюджета, виды дефицита бюджета и причины возникновения
2. Методы и источники финансирования дефицита бюджета
Глава 2. Современная государственная политика по регулированию бюджета в РФ.
1. Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ; контроль за исполнением бюджета
2. Сеньораж как метод покрытия бюджетного дефицита
3. Параметры федерального бюджета РФ
Заключение
Список литературы
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.
При исполнении бюджета (с целью достижения сбалансированности) проводится контроль за исполнением бюджета - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. Парламентский контроль (внешний аудит) осуществляется соответствующими представительными органами.
Административный контроль (внутренний аудит) осуществляется Министерством финансов РФ, Федеральным Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность (оперативную, ежеквартальную и годовую). Квартальные отчеты об исполнении бюджета утверждаются высшим исполнительным органом власти.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта РФ или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов РФ.
До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счетными органами представительных органов. Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения контрольно-счетного органа.
2. Сеньораж как метод покрытия бюджетного дефицита
Покрытие дефицита бюджета является одним из важнейших следствий оценки исполнения бюджета. Эмиссия денег является самым простым методом покрытия (помимо внешних и внутренних займов). Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита. (2, 3, 12).
Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются всячески избегать неоправданной эмиссии денег. С этой целью в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться, если бы деньги печатались по желанию правительства. В настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков (а не только как разница между номиналом и себестоимостью), которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. С развитием национальных банков и переходом от биметаллического денежного обращения к банкнотно-бумажному изменилась и форма сеньоража: теперь это доходы национального банка, получаемые от передачи на кредитной основе только что напечатанных денег коммерческим банкам. Эти доходы накапливаются, за их счет покрываются затраты самого Нацбанка, а излишки передаются правительству: ведь НБУ, согласно закону, не являемся прибыльной организацией. Точную цифру доходов любого государства от сеньоража подсчитать невозможно - это информация является государственной тайной. По оценке МВФ, сеньораж в России колеблется (в разные годы по-разному) на уровне 15% Валового национального продукта. Для сравнения: по приблизительным оценкам специалистов Центрального Банка Нидерландов, сеньораж от эмиссии банкнот и монет в настоящее время составляет в ведущих экономически развитых странах 0,28 - 0,66% от ВПП. В тоже время текущие расходы центральных банков находятся на уровне 0,03 - 0,17% от ВВП. В Соединенных Штатах этот показатель был весьма незначительным: сеньораж составлял менее 3% общего объема доходов государства. В Италии и Греции, до введения в обращение евро, на сеньораж приходилось более 10% доходов государства.
Учитывая то, что сеньораж - доход государства от печатания денег, при эмиссии наличности главное не перейти разумные границы, так как в странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто является первостепенным источником доходов. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия платежного баланса (13, 14).
В настоящее время сеньораж существует уже посредством создания резервов коммерческих банков, а не только как разница между номиналом и себестоимостью. Следовательно, ЦБ создает деньги на покрытие дефицита бюджета практически из воздуха, тратя на изготовление денег минимум средств и получая максимум прибыли при высоких ставках, кредитуя коммерческие банки. Эмиссионная же возможность коммерческих банков определяется величиной коэффициента мультипликации, представляющей собой отношение денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита и обратно пропорциональна норме отчислений в централизованный резерв. Так, если норма отчислений 2,5%, то максимальный коэффициент мультипликации будет равен 40 (1/2,5х100). Т.е. сегодня система частных банков имеет теоретическую возможность увеличить денежную массу до 40 раз. При этом сегодня реальный коэффициент банковской мультипликации в России равен приблизительно 3, поскольку, по мнению профессиональных участников рынка, наш финансовый рынок и его инструменты считаются недоразвитыми - в нем практически отсутствуют такие виртуальные производные, как свопы, деривативы, фьючерсы и т.д. – все те производные, которые и привели мировую экономику к текущему кризису.
В 2007 году в РФ был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
«Трехлетний» принцип применяется и в настоящее время. Так, 02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2010: доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей, расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
2011: доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей, расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
2012: доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей, расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», также устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2011: доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей, доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей, расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
2012: доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей, расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
2013: доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей, расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей. (25, 26).
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). Действующий бездефицитный бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель. В Законе о федеральном бюджете на 2012—2014 годы в котором параметры бюджета были рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов, в 2014 году — 101 доллар за баррель.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается.
Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы.
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Государственный бюджет - это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи сообразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если расходная часть бюджета не покрывается его доходной частью, возникает дефицит бюджета. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.
Стоит отметить, что законодательно на каждым уровнем бюджетной системы закреплены свои источники покрытия дефицита бюджета. Существует также проблема, связанная с прогнозированием и планированием бюджетного дефицита. И решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита и государственного долга.
Таким образом, во всех странах мира дефицит бюджета является ключевым вопросом дискуссий об экономической политике правительства. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высоки государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга и финансированию бюджетного дефицита поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение дефицитов бюджетов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.
1. Архипцева Л. Организация планирования налоговых поступлений в бюджетную систему. // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 1.