Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль бюджета России в национальной экономической системе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность бюджета, изучить бюджетные классификации, их виды и назначение; проанализировать особенности бюджета, и его роль в макроэкономической системе России; исследовать бюджетную политику государства.

Файлы: 1 файл

Финансы в52+.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств  в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для  организаций производственной сферы  на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

Экономическая сущность расходов бюджета  проявляется во множестве видов  расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов:

- природой и функциями государства;

- уровнем социально-экономического  развития страны;

- разветвленностью связей бюджета  с народным хозяйством;

- административно-территориальным устройством государства;

- формами предоставления бюджетных  средств и т.п. 
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят  на:

1. расходы на содержание  и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

1. расходы на содержание  и дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

2. расходы на создание  государственных резервов (затраты  на формирование и обслуживание  страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно- технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка  бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы на народное  хозяйство и поддержку экономики;

2. расходы на социально-культурные  нужды;

3. военные расходы;

4. расходы на управление.

Структура бюджетных  расходов по данным группам в течение  многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в  распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной  сфере подразделяются по отраслям  народного хозяйства: на развитие  промышленности, сельского хозяйства,  транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной  – по отраслям и видам общественной  деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,  государственное управление и  т.п.

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической  классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой  лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

 

 

2 Анализ показателей государственного бюджета Российской Федерации

2.1 Анализ доходов государственного бюджета РФ

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 1):

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета на 2006 - 2013 годы

Показатель 

2006 год 

2007 год 

2008 год 

2009 год 

2010 год 

Прогноз

2011 год 

2012 год 

2013 год 

Доходы, всего 

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

%% к ВВП 

23,3

23,4

22,4

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

в том числе:

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,4

6,9

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,0

9,3

9,1

9,2

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

48,1

46,5

44,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

51,9

53,5

55,2

57,0

Расходы, всего 

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

%% к ВВП 

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно утверждаемые

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

271,1

587,5

%% к общему объему расходов 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

2,5

5,0

Дефицит/профицит

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

%% к ВВП 

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит 

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

- 13,7

- 11,6

- 10,5

- 9,8


 

Согласно приведенной  таблице, в 2011 - 2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 3).

Из таблицы 1 также следует, что в номинальном выражении в 2011 - 2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 9,3%

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011 - 2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2011 - 2013 годах по отношению  к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

2.2 Анализ структуры расходов  государственного бюджета РФ

 

С учетом вышеперечисленных  подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2).

Таблица 2 - Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

  

 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

2013 год 

проект 

% к предыдущему году

проект 

% к предыдущему году

проект 

%к предыдущему году

ВСЕГО

10 212,4

10 385,1

101,7

10 844,6

104,4

11 749,1

108,3

Условно утвержденные

 

 

 

 

 

 

271,1

 

 

587,5

 

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10 212,4

10 385,1

101,7

10 573,5

101,8

11 161,6

105,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общегосударственные вопросы 

838,7

809,1

96,5

753,8

93,2

723,4

96,0

Национальная оборона 

1 264,4

1 433,5

113,4

1 573,3

109,8

2 025,6

128,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 096,4

1 192,2

108,7

1 187,2

99,6

1 170,9

98,6

Национальная экономика 

1 583,4

1 611,8

101,8

1 615,7

100,2

1 554,7

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 

197,6

202,0

102,2

83,3

41,2

74,9

89,9

Охрана окружающей среды 

12,4

14,5

116,9

14,7

101,4

14,1

95,9

Образование

433,2

492,5

113,7

492,3

100,0

492,2

100,0

Культура и кинематография

67,1

74,5

111,0

74,4

99,9

74,4

100,0

Здравоохранение

340,9

375,6

110,2

395,9

105,4

356,1

89,9

Социальная политика

3 370,6

3 059,6

90,8

3 265,4

106,7

3 515,5

107,7

Физическая культура и спорт 

74,8

75,8

101,3

62,9

83,0

56,9

90,5

Средства массовой информации

61,2

58,8

96,1

60,6

103,1

54,4

89,8

Обслуживание государственного и  муниципального долга

280,3

386,2

137,8

505,2

130,8

584,8

115,8

Межбюджетные трансферты общего характера 

591,3

598,8

101,3

488,6

81,6

463,7

94,9


 

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.

Увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности - сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части  ФАИП, в том числе на обеспечение  военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета  основным фактором, влияющим  на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

В целом объем бюджетных  ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.

В 2011 - 2013 годах в целях  обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году - 980,4 млрд. рублей, в 2013 году - 1 109,5 млрд. рублей.

Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году - 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году - 2 784,3 млрд. рублей

 

3 Совершенствование государственного бюджета Российской Федерации

3.1 Проблемы функционирования государственного бюджета РФ

 

Многие элементы государственной  политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, пока не в  полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено  формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Информация о работе Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета