Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить роль бюджета России в национальной экономической системе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность бюджета, изучить бюджетные классификации, их виды и назначение; проанализировать особенности бюджета, и его роль в макроэкономической системе России; исследовать бюджетную политику государства.

Файлы: 1 файл

Финансы в52+.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и  образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

К таким барьерам, по моему  мнению, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных  проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.

Отрицательные финансовые последствия глобального экономического кризиса не позволили сбалансировать принятое решение о повышении  с 1 января 2011 г. суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов мерами по частичной компенсации возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние на перспективы экономического роста.

За последние годы многократно пересматривались процедуры размещения заказов, но практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов. Ответственность государственного заказчика за конечные результаты закупки во многих случаях, по сути, подменялась ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил выбора поставщика. В малой степени используются возможности для стимулирования через систему закупок производства инновационной продукции. Искусственное занижение цен имеет очевидный обратный эффект в виде падения качества поставляемой продукции или срыва исполнения заказа.

Слабо увязанными с формируемыми государственными программами остаются уже применяемые инструменты  программно-целевого планирования. Пока не удалось преодолеть инерцию планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики в условиях конъюнктурно высоких цен на нефть. Это является одним из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита.

 

3.2 Пути совершенствования государственного бюджета РФ

 

В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и "вымывающих" из нее инвестиционные ресурсы.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты  меры по снижению зависимости бюджета  от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

Исходя из этого необходимо следующее:

1) надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

2) следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

При формировании федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить  создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.

3) на 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20 процентов.

4) российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.

5) бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

6) необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.

7) должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.

Таким образом, бюджетная система  Российской Федерации чрезвычайно  сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике.

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Стратегические задачи государства по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. 11ри ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Бюджетная система как  форма перераспределения обобществленных денежных средств выступает финансовой основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления не только в России, но и во всех государствах мирового сообщества. Бюджетные средства являются источником финансирования деятельности государственных и муниципальных органов, реализующих свои функции по обеспечению деятельности общества, без чего невозможны существование и эффективная защита прав и свобод человека и гражданина, а также реализация основополагающих положений Конституции РФ.

Стремление всех уровней  власти к совершенствованию и  укреплению бюджетной системы — одно из основных направлений законодательной и правоприменительной практики любого государства как основы своего существования. Это связано не только со стремлением повышения доходов через совершенствование налоговой системы, но и усиление требований к целесообразности перераспределения и расходования бюджетных средств в рамках бюджетной системы государства. Одновременно бюджетная система выступает единственно законной формой аккумулирования и перераспределения публичных финансов путем принятия бюджета в установленном законодательством порядке.

Таким образом, бюджет необходим государству для обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функций. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ.

В данном исследовании мы рассмотрели социально-экономическое  содержание понятия «бюджет», показали бюджетные классификации, их виды и  назначение, а также проанализировали функции бюджета как экономической категории. Также в работе была проиллюстрирована важная экономическая, социальная и политическая роль бюджета в национальной хозяйственной системе, отражены особенности его формирования и закономерности развития в России.

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации

 

  1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.— М. : Дашков и К`, 2010 .— 448 с.
  2. Алексеев Е. М. Финансово-правовые вопросы применения налогового механизма в процессе бюджетного регулирования // Государство и право. — 2008 .— N 3 .— С. 110-114 .
  3. Амзин А. Минфину с трудом удалось сбалансировать бюджет // Вопросы социального обеспечения. — 2006.— N 14.— С. 16-17.
  4. Батыгин А. Бюджет 2011 года будет растущим : в Москве прошло заседание союзного Совета Министров // Российская газета : общенац. обществ.-полит. газ. — М., 2010 .— 21 окт. — Прил.: с. 1-2.
  5. Березин И. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России в 2005 году // Практический маркетинг. — 2006.— N 2.— С. 2-8.
  6. Бубнова О. Ю. Бюджетный контроль в Российской Федерации: его цели и задачи в условиях социального государства // Государство и право. — 2007 .— N 6 .— С. 105-108 .
  7. Владимиров С. А. О безупречном внеидеологическом критерии (индикаторе) макроэкономической эффективности государственного бюджета ВВП // Финансы и кредит. — 2006.— N 18.— С. 54-60.
  8. Евдокимов А. Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт  // Финансовое право. — 2007.— N 7.— С. 13-20.
  9. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации : учебник.— М. : Юрайт, 2010 .— 794 с.
  10. Комягин Д. Л. Бюджет в составе казны: за и против // Финансы. — 2006.— N 10.— С. 21-22.
  11. Кудрин А. Л. Государственный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. — 2005.— N 1.— С. 3-7.
  12. Кудрин А. Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики // Финансы. — 2007.— N 4.— С. 3-8.
  13. Кулиев Р. П. Мировой опыт по организации контроля законности исполнения государственного бюджета // Власть : общенац. науч.- полит. журн .— М., 2009 .— №3 .— С. 132-135 .
  14. Лебединская Е. Повышение эффективности -- основная задача бюджетной политики / Е. Лебединская // Экономист : ежемес. науч.-практ. журн. — М., 2011 .— №2 .— С. 51-62 .
  15. Михейшин А. Бюджет на науку растет // Наука и инновации. — 2006.— N 5.— С. 6.
  16. Мицек С. А. Денежно-кредитная политика и динамика ВВП России // Финансы и кредит. — 2005.— N 25.— С. 28-30.
  17. Плышевский Б. П. Динамика ВВП России и структура его производства / Б. П. Плышевский // Вопросы статистики. — 2005 .— N 1.— С. 3-9.
  18. Росляк Ю. В. Дефицит бюджета закрыт, удвоение ВВП стало реальным // Региональная экономика: теория и практика. — 2006.— N 2.— С. 5-12.
  19. Соколова Э. Д. Некоторые вопросы правового регулирования бюджетной деятельности государства / Э. Д. Соколова // Государство и право. — 2008 .— N 5 .— С. 49-55 .
  20. Столяров М.В. Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации // Экономика и управление. — 2008 .— N 5 .— С. 118-122 .

Информация о работе Дискуссионные вопросы экономического содержания бюджета