Доходные поступления государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование доходных поступлений государственного бюджета Российской Федерации. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
раскрыть теоретические основы формирования доходной части бюджета;
определить сущность доходов и источники их формирования;
раскрыть бюджетную классификацию доходов и ее роль в кассовом исполнении:
рассмотреть структуру совершенствования доходов федерального бюджета;
Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
1.1 Сущность доходов и источники их формирования
1.2.Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении государственного бюджета
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009-2011 ГОДА
2.1. Сущность и структура дохода бюджета
2.2. Совершенствование структуры доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 128.78 Кб (Скачать файл)

Налог на прибыль организаций

Расчет налога на прибыль организаций на 2009 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2008–2010 гг. В 2009 г. общий объем прибыли для целей налогообложения составил в сумме 7 432,4 млрд. руб., или 21,24% ВВП. В целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль,

Рис.3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ по видам доходов в 2011году, %

облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для целей налогообложения  уменьшилась на 552,4 млрд. руб., в том числе за счет:

- доходов в  виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам,  облагаемым по ставке 15%, – 64,7 млрд. руб.;

- прибыли, не  учитываемой при определении  налоговой базы в соответствии  с законодательно установленным  порядком, – 279,3 млрд. руб.;

- полученных  убытков, учтенных в уменьшение  налоговой базы, – 208,4 млрд. руб.

Одновременно  налогооблагаемая прибыль увеличена  на налоговую базу по операциям с  ценными бумагами, обращающимися  и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям  с финансовыми инструментами  срочных сделок, не обращающимися  на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд. руб.

Общий объем поступлений  налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в 2009 г., составил 195,4 млрд. руб., или 0,45% ВВП. Объем поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010 и 2011 г. составил 217,8  млрд. руб. (0,42% ВВП) и 255 млрд. (0,47% ВВП) соответственно14.

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации

В расчете на 2009 г. сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, определена с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей и оценки налоговой базы на 2008 г.

Сумма налоговых вычетов, предъявляемых по ввозимым товарам, установлена в размере 527,8 млрд. руб. с учетом прогнозируемого поступления налога по товарам, ввозимым на территорию России, в размере 872,3 млрд. и доли 60,5%, которая сложилась в 2006 г. по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию РФ.

Сумма налоговых  вычетов, которая предъявляется  в связи с переходом с 1 января 2007 г. на заявительный порядок возмещения налога, уплаченного поставщикам  материальных ресурсов, которые используются при производстве экспортной продукции, определена в размере 672,1 млрд. руб. исходя из объемов экспорта, прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США, с учетом увеличения доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции (по фактическим данным за 2006 г.).

С учетом изменения  налогового законодательства сумма  НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, в 2009 г. составила 1176,6 млрд. руб. Доходы федерального бюджета по НДС на 2010 г. и 2011 г. составили 1 328,7 млрд. (4,11% ВВП) и 1753,2 млрд. (2,83% ВВП) соответственно.

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Поступления в  федеральный бюджет налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2009 г. составили 873,6 млрд. руб. Сумма налога рассчитана на основе прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта в размере 200,8 млрд. долл. из стран дальнего зарубежья, стран – членов СНГ и Республики Беларусь. В расчетах заложен уровень собираемости 99,0% исходя из сложившейся собираемости в 2006 г. по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

Поступления в  федеральный бюджет НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации,  2010  и 2011 г. - в сумме 1169,5 млрд. руб. (2,24% ВВП) и 1497,1млрд. (2,52% ВВП) соответственно15.

Налог на добычу полезных ископаемых

Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в  расчетах доходной базы федерального бюджета в 2009 г. составляет  981,5 млрд. руб.

При планируемом  на 2008 г. среднем уровне мировой цены на нефть марки Urals в размере 53,0 долл. за баррель и заложенном в расчетах к проекту бюджета среднегодовом курсе рубля по отношению к доллару США, равном 25,9 руб., коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составил 4,3663. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти в 2008 г. - в размере 1 829,47 руб. за тонну нефти16. По остальным полезным ископаемым налоговые ставки включены в расчет налога в размерах, установленных ст. 342 гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ.

Нормативы распределения  поступлений НДПИ по уровням бюджетной  системы предусмотрены бюджетным  законодательством. Распределение  поступлений налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью (кроме природного газа) по уровням  бюджетной системы предусматривает  зачисление в доход федерального бюджета 95%, или 769,4 млрд. руб. Налог на добычу природного углеводородного сырья из всех видов месторождений в сумме 91,2 млрд. руб. предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета. Распределение поступлений НДПИ по драгоценным металлам и прочим полезным ископаемым (кроме природных алмазов) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 40%, или 7,8 млрд. руб. Поступления НДПИ в федеральный бюджет в 2010 и 2011 г. составил 1376,6 млрд. руб. (1,95% ВВП) и 2007,5млрд. (1,70% ВВП) соответственно17.

Доходы  от внешнеэкономической деятельности

Сумма доходов  от внешнеэкономической деятельности на 2009 г. составила 2683,3  млрд. руб., в 2010 г. определились на уровне 3150 млрд. руб., или 5,16% ВВП; в 2011 г. – на уровне 3712,0 млрд., или 5,75% ВВП. Что составило практически 50% от общих доходов в федеральный бюджет.

Таким образом, можно сделать вывод, что доходы в федеральный бюджет 2011 года в небольшой степени превышают доходы 2010 года, особых изменений в экономике не происходит.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется  некоторой стабилизацией, после  существенного снижения в 2009 году, доходов  на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП18.

2.2. Совершенствование структуры  доходов бюджета

Несовершенство  налоговой системы является одним  из факторов на пути развития экономики  и предпринимательства. Налоговая  система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

Налогообложение в целом направлено на текущее  увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Стоит отметить, что высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений.19 По этому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов.     

В  значительной степени чрезмерное общее бремя начисленных налогов                                                  

вынуждает предпринимателей скрывать истинные размеры своего бизнеса, продаж, доходов и использовать не законные схемы. Таким образом, при  неблагоприятном налоговом режиме разрастаются теневой и льготный сектор

экономики,   которые    практически   не    участвуют     в      формировании

государственных доходов.

Итак, для  перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой  политике, необходимо параллельное решение  двух казалось бы взаимоисключающих  задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих  в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

Теневой и льготный сектор экономики частично или полностью свободны от налогового бремени. Нелегальный вывоз капитала за границу оценивается десятками  миллионов долларов в год. То есть существует потенциальная возможность  существенного увеличения налоговых  поступлений в бюджет при одновременном  смягчении налогового давления на российских товаропроизводителей.

В то же время необходимо создать условия  для того, чтобы на деле реализовать  эту возможность. Во-первых, требуется  политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой  политики, способная сломать негативные налоговые стереотипы. Во-вторых, необходима последовательная реформа всей налоговой  системы, а не выравнивание отдельных  налоговых инструментов из общего налогового контекста. В-третьих, требуется коренная переориентация системы налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности с тем, чтобы массовые отмены действующих  и введение новых льгот не привели  к развалу приоритетных для страны звеньев товаропроизодящей и социальной сфер.

Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое  распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых  льгот, что создает основу для  коррупции, поражает цепочку налоговых  послаблений путем использования  льготных прав одного налогоплательщика  другими налогоплательщиками и  т.п.

Далеки  от совершенства система и порядок  применения налоговых

санкций. Российское правительство постоянно ужесточает их, но задолженность по налоговым  платежам не становится от этого меньше. Штрафы все больше превращаются из контрольно-регулирующего инструмента  в важный стабильный источник государственных  доходов.

Важнейшей стратегической задачей бюджетной  политики является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет доходов. Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной  политики в области доходов необходимо решить комплекс задач20:

  •   упрощение порядка начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;
  • введение рентных налогов на сверхдоход при добыче полезных    ископаемых и при заготовке леса;
  • установление оптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п.;
  • введение полной государственной монополии на экспорт углеводородного сырья с целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиление борьбы с «лжеэкспортерами» и существенного пополнения за счет этого государственной казны;
  • снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;
  • создание условий, ограничивающих бартерные сделки, являющиеся одним из способов обхода или уклонения от налогов, например установление по таким операциям повышенных в 1,5 - 2 раза ставок НДС;
  • развитие инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрение современной компьютерной техники и информационных технологий для контроля за собираемостью налогов, создание единой универсальной базы данных, включающей всех налогоплательщиков России.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования налоговых доходов необходимо выполнить две, на первый взгляд противоречащие друг другу, задачи: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

Специальный раздел своей книги посвятил вопросам о налогах Монтескье, которого лучше  цитировать, чем пересказывать. "Ни один государственный вопрос не требует  такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую  часть следует брать у подданных  и какую часть оставлять им, — писал он. — Доходы государства  надо измерять не тем, что народ может  давать, а тем, что он должен давать". В этих вопросах могут быть дурные решения двоякого рода: принятые преднамеренно  и вызванные сложностью самого дела. "Но если обложение в общем  не чрезмерно велико, если необходимое  оставлено народу в изобилии, то эти частные несправедливости ничтожны. Если же, напротив, народу оставят лишь то, что нужно в обрез для  поддержания жизни, то малейшая диспропорция поведет к самым пагубным последствиям".

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная работа позволяет  сделать следующие основные выводы:

Доходы  бюджетов представляют собой часть  национального дохода, подлежащую централизации  в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего  продукта, инфляция, усиление контрольной  деятельности налоговых органов.

Доходы  в федеральный бюджет 2010 года в  небольшой степени превышают  доходы 2009 года, особых изменений в  экономике не происходит.      

Информация о работе Доходные поступления государственного бюджета Российской Федерации