Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы: налоговые и неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и поступления трансфертов. Доходы, за исключением целевых трансфер¬тов, не имеют целевого назначения. Значение нецелевого назначения дохо¬дов в том, что государственным органам предоставляется возможность, в соответствии с выбранной стратегией развития страны, финансировать те или иные приоритетные направления.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджета.docx

— 997.23 Кб (Скачать файл)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Доходы

4034410

35053445

4299132

Поступления от погашения бюджетных  кредитов

4816

4063

88625

Поступления от продажи финансовых активов  государства

1310

872

1029

Займы

477297

809430

882228


 

 

Структура поступлений Республиканского бюджета в 2008-2010гг., млн. тг.

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы: налоговые и  неналоговые поступления, поступления  от продажи основного капитала и  поступления трансфертов. Доходы, за исключением целевых трансфертов, не имеют целевого назначения. Значение нецелевого назначения доходов в том, что государственным органам предоставляется возможность, в соответствии с выбранной стратегией развития страны, финансировать те или иные приоритетные направления.

Структура поступлений бюджета

В некоторых странах, например, отдельные  налоговые поступления имеют  целевое назначение — суммы, собранные  по социальному налогу, направляются в фонды социального страхования, а за счет экологических налогов финансируются программы защиты окружающей среды.

Необходимо отметить, что операции, связанные с бюджетным кредитованием, управлением финансовыми активами государства и займами могут быть представлены как расходы и поступления государственного бюджета.

Поступления от продажи основного капитала являясь поступлениями в бюджет, включают следующие виды зачислений:

  1. от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;
  2. от продажи товаров из государственного материального резерва;
  3. от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;
  4. от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству. 
    Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из

Трансферты  между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие.

Трансфертами  общего характера являются бюджетные  субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетными субвенциями являются трансферты, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, а бюджетными изъятиями - трансферты из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.

Объемы трансфертов  общего характера устанавливаются  в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам и подлежат изменению каждые три года. Эти трансферты направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными за каждым уровнем бюджета.

При определении  трансфертов общего характера учитываются  налоговый потенциал региона, численность потребителей государственных услуг в регионе, утвержденные стандарты государственных услуг и факторы, влияющие на расходы по предоставлению государственных услуг в зависимости от специфики того или иного региона.

Целевые трансферты передаются на определенные цели и  не могут быть использованы не по целевому назначению.

Поступлениями от продажи финансовых активов государства  в соответствии с Бюджетным кодексом являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении госпредприятий.

Характеристика, роль и значение налоговых  и неналоговых поступлений в  бюджет

Налоговые поступления - это все виды налогов, которые  являются обязательными денежными  платежами в бюджет, производимыми  в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер.

К налоговым  поступлениям относятся и другие обязательные платежи в бюджет, как  то: плата, сборы, пошлины, устанавливаемые  Налоговым кодексом РК. Налоговые  поступления составляют основную часть  доходов. Также, как и в других странах, этот вид поступлений представляет собой основу бюджетно-налоговой системы без которой немыслимо существование государства и реализация государственных программ. С помощью налогов мобилизуются и перераспределяются средства физических и юридических лиц - налогоплательщиков. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Экономическое содержание налоговых поступлений  обуславливается составляющими  их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений.

Налоговые поступления  характеризуются устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и, как часть финансовых отношений, постоянно находятся в движении.

Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному  развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность, или заставляют отказаться от нее.

Налоги играют важную роль в перераспределении  чистого национального продукта между хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети чистого национального продукта.

В группу неналоговых  доходов включаются довольно разнородные  платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. В  состав неналоговых поступлений  входят:

  1. Доходы от государственной собственности;
  2. Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета;
  3. Поступления денег от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета;
  4. Штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан;
  5. Гранты;
  6. Прочие неналоговые поступления.

Основным  источником неналоговых доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РК являются доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности.

 

Основными источниками  формирования государственного бюджета  продолжают оставаться корпоративный  подоходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.

При формировании местных бюджетов основными доходными  источниками бюджета города являются подоходный и социальный налоги (65,4%), доходы от продажи и аренды земельных участков (14,3%), налоги на собственность (7,1%). В совокупности данные поступления составляют 86,8% от общего объема доходов.

 Налоговая система Республики Казахстан

В Республике Казахстан обязанность платить  налоги возведена в ранг конституционной  обязанности граждан. Конституция  Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

рисунок 11.2 — функции налогов

Функции налогов — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории.

Важнейшей функцией налогов является фискальная функция, характерная для всех государств. При помощи фискальной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция налогов позволяет налогам реализовать свое общественное назначение — мобилизация определенной суммы денежных средств государству, без которых оно не может существовать.

Следующей функцией налогов является регулирующая функция. При помощи финансово-экономических методов государство воздействует на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать  производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

        классификация налогов

Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенный  налог — налог, где субъект  налогообложения перекладывает  бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его  плательщиком (носителем налога). Примерами  таких налогов выступают налог  на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Денежная  форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и  в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые  фонды или выделяют в бюджете  отдельной строкой.

Налоговая система  представляет собой совокупность видов  налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения органов налоговой службы.

Налоговая система  базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  1. объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  2. субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  3. источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
  4. ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога;
  5. ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  6. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  7. срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от просроченного срока;
  8. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Информация о работе Доходы бюджета