Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:16, реферат
Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы: налоговые и неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и поступления трансфертов. Доходы, за исключением целевых трансфер¬тов, не имеют целевого назначения. Значение нецелевого назначения дохо¬дов в том, что государственным органам предоставляется возможность, в соответствии с выбранной стратегией развития страны, финансировать те или иные приоритетные направления.
гисунок 11.4 - Принципы налогообложения
масштаб налогообложения
- единица, которая кладется в основу
измерения налога; в промысловом налоге
масштабом может быть оборот
предприятия или его прибыль, или его капитал,
или количество рабочих и
станков, или величина помещения, или плата
за него и т. д.
Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
Роль налогов в деятельности государства и в жизни общества проявляется через налоговую политику и налоговый механизм.
Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.
Цели налоговой политики:
Основу налоговой политики государства составляет использование государством налогов и их функций для воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.
Состав информационно-аналитической системы
Разрабатываемая
информационно-аналитическая
Современные системы поддержки принятия решений в области государственных финансов представляют собой интегрированные информационно-аналитические комплексы. Данные комплексы разрабатываются с помощью информационно-аналитических технологий, среди которых можно выделить следующие:
В состав информационно-аналитической системы мониторинга доходов бюджета входят:
Планирование и прогнозирование налоговых поступлении в бюджет
Вопросы планирования
налоговых поступлений в
Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.
Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.
Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков. В широком смысле содержание планирования проявляется в научном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений.
Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей степени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование которых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.
Исходя из
необходимости сочетания
Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.
Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:
предусмотренные
налоговым законодательством
дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
методы определения налогооблагаемой базы по конкретным нало-
гам.
Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов
бюджетов
а настоящее время при
Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений. Данный метод широко применяется в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования.
При втором подходе — моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.
№ |
оценка |
Прогноз | |||
п/п |
Наименование показателей |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Государственный бюджет | |||||
1 |
Поступления |
4 032,4 |
4 776,2 |
5 172,9 |
5 637,5 |
2 |
Доходы (без учета поступлений трансфертов) |
2 827,5 |
3 571,3 |
3 968,0 |
4 432,6 |
3 |
В т.ч. налоговые поступления |
2 712,8 |
3 463,5 |
3 876,5 |
4 337,3 |
Республиканский бюджет | |||||
4 |
Поступления |
3 517,8 |
4 049,5 |
4 373,8 |
4 779,4 |
5 |
Доходы (без учета поступлений трансфертов) |
1 973,0 |
2 636,9 |
2 955,2 |
3 339,2 |
6 |
В т.ч. налоговые поступления |
1 886,9 |
2 543,7 |
2 879,3 |
3 260,5 |
Прогноз показателей бюджета на 2011 - 2013 годы млрд.тенге
Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально-экономической политики. Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.
В силу объективной
неопределенности прогнозов поступлений
налогов, различия между плановыми
и фактическими объемами мобилизации
неизбежны. Однако, выполнение плановых
цифр зависит не только от усилий уполномоченных
органов, состояния экономики и показателей
деятельности предприятий-
Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.
В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов».
Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.
Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.
Планирование
неналоговых доходов
Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организация, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется по объектное планирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. По объектное планирование - более сложная процедура.