Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы: налоговые и неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и поступления трансфертов. Доходы, за исключением целевых трансфер¬тов, не имеют целевого назначения. Значение нецелевого назначения дохо¬дов в том, что государственным органам предоставляется возможность, в соответствии с выбранной стратегией развития страны, финансировать те или иные приоритетные направления.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджета.docx

— 997.23 Кб (Скачать файл)

гисунок 11.4 - Принципы налогообложения

масштаб налогообложения - единица, которая кладется в основу 
измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот 
предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и 
станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

  1. единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному 
    налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гек- 
    тар, акр и т. д.).

Налоговая система  должна отвечать следующим требованиям:

  • стабильность налоговой системы;
  • упорядоченность механизма сбора налогов, а это, в свою очередь, упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;
  • равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики. Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность;
  • законодательное право налогоплательщика на информацию. Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия;
  • простота налоговой системы. Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок.

Роль налогов  в деятельности государства и  в жизни общества проявляется через налоговую политику и налоговый механизм.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Цели налоговой  политики:

  1. обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РК, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  2. содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  3. обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Основу налоговой  политики государства составляет использование  государством налогов и их функций  для воздействия на экономические  процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.

Состав информационно-аналитической системы

Разрабатываемая информационно-аналитическая система  интегрирует возможности современных средств сбора, аналитической обработки и визуального представления информации.

Современные системы поддержки принятия решений  в области государственных финансов представляют собой интегрированные информационно-аналитические комплексы. Данные комплексы разрабатываются с помощью информационно-аналитических технологий, среди которых можно выделить следующие:

  • технологии хранилищ данных и витрин данных;
  • технологии оперативной аналитической обработки данных (OLAP);
  • технологии интеллектуального анализа данных.

В состав информационно-аналитической  системы мониторинга доходов бюджета входят:

  • подсистема ведения данных на основе единой бюджетной классификации;
  • подсистема анализа многомерных данных с целью определения полноты поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области;
  • подсистема прогнозирования доходов на основе регрессионных моделей;
  • подсистема генерации отчетов, необходимых для поддержки принятия решения в планировании доходов бюджета.

Планирование и прогнозирование налоговых поступлении в бюджет

Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.

Планирования  налоговых доходов бюджетов - это  деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.

Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.

Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений  и процессов взаимодействия государства  и налогоплательщиков. В широком  смысле содержание планирования проявляется в научном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений.

Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей степени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование которых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования определены следующим образом:

  1. соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  2. снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;
  3. рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них;
  4. своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
  5. понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей  налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.

Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

предусмотренные налоговым законодательством налоговые  льготы;

дифференциация  налоговых ставок по видам налогов;

специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

льготы, предусмотренные  соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

методы определения  налогооблагаемой базы по конкретным нало-

гам.

Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов

бюджетов

а настоящее время при составлении  краткосрочных финансовых прогнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра-поляционный подход и моделирование.

Согласно  экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых  значений. Данный метод широко применяется  в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования.

При втором подходе — моделировании, т.е. способе  теоретического анализа и практического  действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.

 

оценка

Прогноз

п/п

Наименование показателей

2010

2011

2012

2013

Государственный бюджет

1

Поступления

4 032,4

4 776,2

5 172,9

5 637,5

2

Доходы (без учета поступлений  трансфертов)

2 827,5

3 571,3

3 968,0

4 432,6

3

В т.ч. налоговые поступления

2 712,8

3 463,5

3 876,5

4 337,3

Республиканский бюджет

4

Поступления

3 517,8

4 049,5

4 373,8

4 779,4

5

Доходы (без учета поступлений  трансфертов)

1 973,0

2 636,9

2 955,2

3 339,2

6

В т.ч. налоговые поступления

1 886,9

2 543,7

2 879,3

3 260,5


 

Прогноз показателей бюджета на 2011 - 2013 годы млрд.тенге

Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально-экономической политики. Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной  неопределенности прогнозов поступлений  налогов, различия между плановыми  и фактическими объемами мобилизации  неизбежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.

Все налоговые  доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые  доходы отличаются от налоговых «субъектным  составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

В доходах  бюджетов первостепенную роль в настоящее  время играют налоги, а неналоговые  доходы отступили на второй план, поскольку  связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения  дополнительных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Планирование  неналоговых доходов представляет собой заранее определенную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.

Планирование  неналоговых доходов бюджета, также  как и организация, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется по объектное планирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. По объектное планирование - более сложная процедура.

Информация о работе Доходы бюджета