Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

1. Введение.
2. Экономическая сущность и виды доходов бюджетов.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджетов 2.doc

— 252.25 Кб (Скачать файл)

Внедрение единого счета Федерального казначейства позволяет обеспечить соблюдение нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы. С внедрением единого счета Федерального казначейства налогоплательщики были выведены из бюджетных правоотношений. Именно органы Федерального казначейства подсчитывают, сколько уплачено налогов и сборов и неналоговых доходов, учитывают эту информацию при определении общего объема того или иного дохода, поступившего на конкретной территории, и определяют, как этот доход должен распределяться между федеральным и региональным бюджетом.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

 Доходы федерального бюджета

  Собственные доходы федерального бюджета в соответствии со ст. 47 БК РФ формируются за счет:

а) налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) доходов, полученных федеральным бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Кроме того, к доходам федерального бюджета относится часть прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов, а также доходы отвнешнеэкономической деятельности (ст. 50, 51 БК РФ).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также пеней и штрафов по ним.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы в соответствии с абзацами вторым - пятым пункта 4 статьи 41 настоящего Кодекса.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.

В соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет полностью зачисляются следующие налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые доходы федерального бюджета закреплены на постоянной основе полностью или частично в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах и являются собственными доходами бюджета. Виды налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативы отчислений, в соответствии с которыми налоговые доходы поступают в федеральный бюджет, установлены в ст. 50 БК РФ.

Неналоговые доходы зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Виды неналоговых доходов определены в ст. 41, 42, 46 БК РФ. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, в том числе казенных;

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия по нормативам, указанным в ст. 41 БК РФ;

д) средства самообложения граждан;

е) иные неналоговые доходы.

Частично неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

а) части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,  - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

б) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%.

  Отдельно в доходах федерального бюджета выделяются нефтегазовые доходы федерального бюджета, которые не относятся к собственным доходам, имеют целевой характер и используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К нефтегазовым доходам федерального бюджета в соответствии со ст. 96.6 БК РФ относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

а) налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

б) вывозных таможенных пошлин на сырую нефть;

в) вывозных таможенных пошлин на природный газ;

г) вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Таким образом, в состав нефтегазовых доходов включены как налоговые доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), так и неналоговые доходы (вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, на природный газ, на товары, выработанные из нефти).

Полномочиям Российской Федерации на формирование доходов бюджетов посвящены некоторые статьи Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится определение основ формирования доходов бюджетной системы РФ. Полномочия Российской Федерации как субъекта бюджетного права на формирование доходов бюджетов конкретизированы в ст. 53 БК РФ. Формирование доходов бюджетов осуществляется на основании трех отраслей законодательства РФ  - бюджетного законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах и об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации 

  Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

Собственные доходы бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 26.15 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(88) формируются за счет:

а) доходов от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 26.16 названного Закона;

б) доходов от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 26.17 названного Закона;

в) безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций, согласно ст. 26.18 названного Закона, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета в соответствии со ст. 26.19 названного Закона и других безвозмездных перечислений;

г) доходов от использования имущества субъекта РФ;

д) части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг;

е) штрафов и иных поступлений согласно федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Состав собственных доходов бюджета субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случае изменения полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), и (или) изменения системы налогов и сборов России.

В бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 56 БК РФ полностью зачисляются налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога.

Кроме того, в бюджеты  субъектов Российской Федерации зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, перечисленных в п. 2 ст. 56 БК РФ, в том числе от предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В бюджеты субъектов Российской Федерации  - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга  - подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с Бюджетным кодексом РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, за исключением доходов от региональных налогов, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы могут быть полностью или частично переданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Общий порядок формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов РоссийскойФедерации установлен в ст. 41, 42, 46 БК РФ.  Полностью зачисляются в бюджеты субъектовРоссийской Федерации следующие неналоговые доходы:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации и государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации и государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных;

в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;

г) плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;

д) декларационный платеж;

е) сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

з) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий,оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов.

Частично неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

а) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

б) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

в) доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%;

г) доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов,  - по нормативу 20%;

д) доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению ими передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50%;

Информация о работе Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования