Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:28, контрольная работа
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Введение...........................................................................................................
3
1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание....................
4
2 Функции налогов в бюджете.......................................................................
6
3 Анализ доходов федерального бюджета....................................................
7
Заключение ......................................................................................................
12
Список использованных источников.............................................................
14
Содержание
Введение...................... |
3 |
1 Налоговые доходы федерального
бюджета, их содержание................. |
4 |
2 Функции налогов в бюджете..... |
6 |
3 Анализ доходов федерального
бюджета....................... |
7 |
Заключение .............................. |
12 |
Список
использованных источников.................... |
14 |
Введение
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2013 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
2 Функции налогов в бюджете
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федерального
бюджета и бюджетов
- бюджетов
субъектов РФ и бюджетов
- местных бюджетов.
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.
3 Анализ доходов федерального бюджета
На 01.08.2014 г. доходы федерального бюджета составили 8 258 млрд.руб., из них:
4 542,51 млрд.руб. (55%) – налоговые поступления;
3 628,39 млрд.руб. (44%) – неналоговые доходы;
86,67 млрд.руб. (1%) – безвозмездные поступления.
Увеличение доходов бюджетной системы РФ предусматривает следующие направления: совершенствование налогообложения недвижимости юридических и физических лиц, усиление налоговой нагрузки по акцизным платежам, дальнейшую оптимизацию налогового администрирования.
Таблица 1 – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2011-12 гг. (млрд.руб.)
Виды налогов |
Поступления налогов за 2011г. |
Поступления налогов за 2011 г., % |
Поступления налогов за 2012г. |
Поступления налогов за 2012 г., % |
Налог на прибыль организаций |
2270,3 |
23,4 |
2355,4 |
21,5 |
НДС |
1753,2 |
18,0 |
1886,1 |
17,2 |
НДФЛ |
1994,9 |
20,5 |
2260,3 |
20,6 |
НДПИ |
2042,5 |
21,0 |
2459,4 |
22,4 |
Имущественные налоги |
678,0 |
6,2 |
785,3 |
7,2 |
Акцизы |
603,9 |
6,2 |
783,6 |
7,2 |
Иные налоги и сборы |
377,2 |
3,9 |
429,0 |
3,9 |
Итого |
9720,0 |
100,0 |
10959,3 |
100,0 |
Анализ структуры налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ за 2011-12 гг. демонстрирует позитивные тенденции. Отсутствуют серьезные структурные сдвиги. Наибольшее поступление обеспечивает налог на прибыль организаций. 1/5 поступлений приходится на НДФЛ.
Таблица 2 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2011-12 гг.
Виды налогов |
Отклонения относительно 2011 г., млрд.руб. |
Отклонения относительно 2011 г., % |
Темп прироста налоговых поступлений в 2012 г., % |
Налог на прибыль организаций |
85,1 |
-1,9 |
103,8 |
НДС |
132,9 |
-0,8 |
107,6 |
НДФЛ |
265,4 |
0,1 |
113,3 |
НДПИ |
416,9 |
1,4 |
120,4 |
Имущественные налоги |
107,3 |
0,2 |
115,8 |
Акцизы |
179,7 |
1,0 |
129,8 |
Иные налоги и сборы |
51,8 |
- |
113,7 |
Итого |
1239,3 |
- |
112,8 |
Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2012-13 гг. (млрд.руб.)
Виды налогов |
Поступления налогов за 2012г. |
Поступления налогов за 2012 г., % |
Поступления налогов за 2013г. |
Поступления налогов за 2013 г., % |
Налог на прибыль организаций |
1139,8 |
24,88 |
910,3 |
19,95 |
НДС |
761,2 |
16,62 |
730,8 |
16,02 |
НДФЛ |
814,3 |
17,78 |
913,6 |
20,02 |
НДПИ |
1045,3 |
22,82 |
1039,9 |
22,79 |
Имущественные налоги |
335,0 |
7,31 |
389,9 |
8,55 |
Акцизы |
290,7 |
6,35 |
362,5 |
7,94 |
Иные налоги и сборы |
194,2 |
4,24 |
215,8 |
4,73 |
Итого |
4580,5 |
100 |
4562,8 |
100 |