Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение..................................................................................................... 3
1. Государственный бюджет
1.1. Роль и структура государственных финансов...............................5
1.2. Доходы и расходы государственных финансов.............................7
1.3. Государственный бюджет в Законодательстве РК.......................14
2. Анализ государственного бюджета в развитии экономики
Казахстана за 2011-2013гг
2.1 Анализ и оценка исполнения республиканского бюджета..............16
2.2. Финансирование дефицита государственного бюджета..................18
Заключение...............................................................................................22
Список использованной литературы....................................................24
9. Поступлениями от продажи
10. Займами являются поступления
денег в бюджет, связанные с
выпуском государственных
Статья 12. Расходы бюджета
1. Расходами бюджета являются
затраты, бюджетные кредиты,
2. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.
3. Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
4. Приобретением финансовых
5. Погашением займов являются
бюджетные средства, направляемые
на погашение основного долга
в соответствии с
Статья 13. Структура бюджета
Структура бюджета состоит из следующих разделов:
1) доходы:
налоговые поступления;
неналоговые поступления;
поступления от продажи основного капитала;
поступления трансфертов;
2) затраты;
3) чистое бюджетное кредитование:
бюджетные кредиты;
погашение бюджетных кредитов;
4) сальдо по операциям с
приобретение финансовых активов;
поступления от продажи финансовых активов государства;
5) дефицит (профицит) бюджета;
6) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
поступление займов;
погашение займов;
используемые остатки бюджетных средств.
2.1. Анализ и оценка исполнения республиканского бюджета
В 2012 году поступления в республиканский бюджет составили 6 068,1 млрд. тенге и по сравнению с 2011 годом увеличились на 736,9 млрд. тенге.
Доля доходов в
При плане по доходам республиканского бюджета на 2012 год в сумме 4 729,9 млрд. тенге фактически поступило 4 763,4 млрд. тенге, или 100,7%.
В общей сумме доходов налоговые поступления составили 2 975,6 млрд. тенге, или 62,4%, неналоговые поступления – 249,9 млрд. тенге, или 5,2%, поступления доходов от продажи основного капитала -17,3 млрд. тенге, или 0.4%, поступления трансфертов – 1 520,7 млрд. тенге, или 31.9%.
По сравнению с предыдущим годом сумма налоговых поступлений снизилась на 25.6 млрд. тенге, или на 0,9%, при этом неналоговые поступления увеличились на 141 млрд. тенге, или в 2.3 раза, поступления от продажи основного капитала – на 1,2 млрд. тенге, или на 7,5%, поступления трансфертов – на 195,3 млрд. тенге, или на 14,7%.
Не реализованы планы по поступлению четырех видов акцизов на импорт товаров, трех видов специальных и защитных пошлин.
По сравнению с 2011 годом поступления от крупных налогоплательщиков снизились на 336,7 млрд. тенге, или на 21,4%.
В то же время, несмотря на рост налоговой базы, план по поступлениям КПН не исполняется в течение 5 лет: за 2012 год неисполнение составило 40 млрд. тенге, или на 3,7% (из четырех видов КПН не исполнены планы по трем); за 2011 год – 99,0%, 2010 год – 98,7%, 2009 год – 97,6%, 2008 год -97,5%.
За период с 2009 по 2011 год количество налогоплательщиков, уплачивающих корпоративный подоходный налог (далее – КПН) в бюджет, возросло с 53,4 тыс. до 64,6 тыс.
В 2012 году из бюджета возвращено превышение налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 451,0 млрд. тенге, что на 144,7 млрд. тенге больше возвратов за предыдущий год. По упрощенному порядку (без проведения налоговой проверки) возвращено превышение НДС 37 налогоплательщикам, находящимся на мониторинге, за период с 2009 года сумма возвратов возросла с 59,0 до 196,9 млрд. тенге.
По состоянию на 1 января 2013 года превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога составило 1 113,4 млрд. тенге, или 37,4% от налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2012 год.
За период с 2010 года количество плательщиков, состоящих на налоговом учете по НДС, возросло с 81,2 тыс. до 92,6 тыс. в 2012 году, однако, количество налогоплательщиков, уплачивавших в бюджет начисленный налог денежными средствами, уменьшилось с 63,2 тыс. до 59,4 тыс.
Поступления за использование природных и других ресурсов за 2012 год составили 227,0 млрд. тенге, или 106,1%.
За 2012 год в республиканский бюджет поступило 1 146,9 млрд. тенге таможенных платежей и налогов (далее – ТПиН), или 101,4% к плану, по сравнению с предыдущим годом поступления возросли на 5,1 млрд. тенге.
Доля ТПиН в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 38,5%.
В налоговых поступлениях республиканского бюджета налога и платежи, связанные с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг на территории Республики Казахстан, за 2011 год составили 61,2%, 2012 год -56,9%; поступления, связанные с импортом товаров (услуг), за 2011 год составили 33,6%, за 2012 год – 37,6%. Таким образом, в 2012 году по сравнению с предыдущим годом доля налогов, поступающая от импорта товаров, возросла на 4%. доля налогов, связанная с внутренним производством, уменьшилась на 4,3%.
Поступление неналоговых платежей в республиканский бюджет составило 249.9 млрд. тенге, или 103,6% к плану. [4]
[Приложение 1]
2.2. Финансирование дефицита
Бюджетный дефицит
приобретает хронический
В этих условиях
характер финансирования бюджетного дефицита
государства оказывает
1. Заимствование средств в Центральном банке (Национальном банке);
2. Заимствование денег в банковском секторе;
3. Заимствование в национальном небанковском секторе;
4. Внешнее
заимствование или
Заимствование
средств в Национальном банке
является эмиссионным финансированием
дефицита, т.е. происходит дополнительная
эмиссия денег для
Рассмотрим
другие способы финансирования бюджетного
дефицита. Их можно назвать финансированием
дефицита увеличением долга или
долговым финансированием. При применении
второго способа, т. е. при заимствовании
денег у остальной части
В республиканский бюджет 2013 года вносятся корректировки. Как заявил в ходе заседания правительства, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
Поправки в бюджет сформированы «на основе корректировки прогноза макроэкономических показателей и уточнения расчетов, исходя из фактических поступлений в доходную часть бюджета и исполнения по расходам по итогам 9-ти месяцев текущего года».
Основной задачей уточнения, по его словам, является рациональное использование дополнительных поступлений, прогнозируемых по итогам года и ожидаемого недоосвоения бюджетных средств путем реализации крупных инвестиционных проектов, которые обеспечат экономику дополнительными ресурсами и окажут положительный макроэкономический эффект. При этом он подчеркнул, что «администраторам необходимо понимать, что расходы, которые уменьшаются в результате неосвоения, восстанавливаться в 2014 году не будут». «Необходимо максимально мобилизоваться и решать поставленные задачи в рамках предусмотренных средств», - заявил Досаев.
«Кроме того, будет уменьшен дефицит республиканского бюджета на 80 млрд. тенге или на 0,2 %, который составит 790,6 млрд. тенге», - сообщил министр.
Глава МЭБП проинформировал, что прогноз социально-экономического развития в 2013 году скорректирован с учетом данных Агентства по статистике по объему ВВП в 2012 году, согласно которым, прогнозируемая база вследствие уточнения увеличилась на 128,4 млрд. тенге в номинальном значении. Также в корректировках отражены сложившиеся тенденции развития отраслей экономики за 9 месяцев 2013 года. «Так, по некоторым отраслям горнодобывающей и обрабатывающей промышленности была произведена корректировка в сторону понижения. Снижены темпы роста в отрасли по добыче угля и лигнита на 4,6%, черной металлургии – на 13% и переработке нефти – на 3,7%», - уточнил министр.
Вместе с тем, «ввиду динамичных темпов развития роста машиностроения и информации и связи увеличен на 7% и 3% соответственно.
Кроме того, ожидается превышение прогнозного ИФО сельского хозяйства на 0,6% - с 111,6% до 112,2% ввиду предполагаемого более высокого урожая зерновых. «В связи с изменениями мировых цен на товарных рынках, прогнозный уровень мировой цены на нефть увеличен до 106,3 долларов за баррель. Так, по предварительным расчетам средняя цена на нефть за последние 9 месяцев сформировалась на уровне 108,7 долларов за баррель, и в случае сохранения цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель, среднегодовая цена по итогам 2013 года ожидается в пределах 106,3 долларов за баррель», - пояснил Досаев.
Наряду с этим, сводный прогнозный индекс цен на металлы снижен до 93,8%. Снижение произошло за счет уменьшения прогнозных цен на золото на 19,3%, на алюминий – 11,2%, на медь – 10,6%, на цинк – 7,1%.
«Принимая во внимание вышеотмеченное, номинальный объем ВВП в 2013 году составит 34 трлн. 444,3 млрд. тенге, что выше относительно одобренного в мае показателя на 153,3 млрд. тенге, в том числе за счет эффекта базы на 128,4 млрд. тенге, эффекта роста дефлятора ВВП с 107,0 до 107,1 на 24,9 млрд. тенге», - сообщил глава МЭБП, подчеркнув, что в целом, реальный прирост ВВП в 2013 году прогнозируется на запланированном шестипроцентном уровне.
Также правительством скорректирован прогноз внешнеторговых показателей. Объем экспорта в 2013 году будет в пределах 87 536,7 млн. долл., по сравнению с первым этапом экспорт сократился на 12 269,6 млн. долл., объем импорта увеличен на 2 661,4 млн. долл. и составит 53 834,0 млн. долл. Основанием для корректировки, помимо изменения прогнозируемой цены на нефть и металлы, послужило уточнение отчетных данных по экспорту за 2012 год в сторону снижения на 5 143,6 млн. долл., и увеличение импорта на 1 678 млн. долл. «Ожидается, что устойчивый рост отраслей экономики и достаточно высокая потребительская активность обеспечат высокие темпы роста сферы услуг», - подчеркнул министр.
Параметры инфляции сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6-8 % на конец года.
Говоря о параметрах бюджета, министр отметил, что с учетом уточненного в сторону увеличения прогноза по ВВП и импорту доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2013 году оцениваются в объеме 3 трлн. 608,3 млрд. тенге, что на 20 млрд. тенге выше утвержденного плана. Уточнение прогноза по доходам произведено на основе поступлений доходов за 9 месяцев 2013 года и уточненного макропрогноза на 2013 год.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда сохраняется на утвержденном уровне 1 380 млрд. тенге.
Поступления от продажи финансовых активов государства уменьшены на 5,6 млрд.тенге. В связи с увеличением прогноза цены на нефть, поступления от нефтяного сектора в Национальный фонд увеличатся на 407,3 млрд. тенге и всего составят 3,4 трлн. тенге.
В целях снижения нагрузки по обслуживанию правительственного долга дефицит бюджета предлагается сократить на 80 млрд. тенге (с 870,6 млрд. тенге до 790,6 млрд. тенге) или до 2,3% к ВВП.
С учетом уточненного прогноза по поступлениям и уменьшения дефицита, расходы республиканского бюджета предлагается оптимизировать до 6 033,4 млрд. тенге или на 65,6 млрд. тенге. В целом уменьшение расходов составит 165,8 млрд. тенге, в том числе за счет экономии по расходам, связанным с исполнением обязательств государства 29 млрд. тенге, экономии в результате государственных закупок 19 млрд. тенге и ожидаемого недоосвоения 117,8 млрд. тенге.
Часть данных средств в общей сумме 100 млрд. тенге будет направлена на такие проекты, как строительство железнодорожной линии «Жезказган–Бейнеу» - 30 млрд. тенге, увеличение уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, с дальнейшим увеличение уставного капитала АО «Банк Развития Казахстана» 30 млрд тенге. 20 млрд тенге предлагается направить на подготовку к проведению ЭКСПО-2017. Еще 20 млрд тенге пойдут на возврат кредита на реализацию проекта по сносу аварийного жилья Астаны перед ФНБ «Самрук-Қазына». [6]