Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... 3

1. Государственный бюджет
1.1. Роль и структура государственных финансов...............................5
1.2. Доходы и расходы государственных финансов.............................7
1.3. Государственный бюджет в Законодательстве РК.......................14

2. Анализ государственного бюджета в развитии экономики
Казахстана за 2011-2013гг
2.1 Анализ и оценка исполнения республиканского бюджета..............16
2.2. Финансирование дефицита государственного бюджета..................18

Заключение...............................................................................................22

Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.99 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ  ТРУДА  И  СОЦИАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

на тему: Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и  роль в экономическом росте производства.

 

Выполнила: студентка 2 курса очного отделения

специальности  Учет и Аудит

Симиониди Галина Васильевна

                   

  Проверила: ст.преп.Шавдунова Н.Г.

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................... 3

 

1. Государственный бюджет

1.1. Роль и структура государственных финансов...............................5

1.2. Доходы и расходы государственных финансов.............................7

1.3. Государственный бюджет в Законодательстве РК.......................14

 

2. Анализ государственного бюджета в развитии экономики 

     Казахстана за 2011-2013гг

2.1 Анализ и оценка исполнения республиканского бюджета..............16

2.2. Финансирование дефицита государственного бюджета..................18

 

Заключение...............................................................................................22

 

Список использованной литературы....................................................24

 

Приложения................................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Успехи в  социально-экономическом развитии любого государства во все времена  зависят от грамотно составленного  и исполненного бюджета – росписи  доходов и расходов государства. За прошедшие двадцать лет бюджетная  система, объединяющая бюджеты всех уровней, представляет собой постоянно  развивающуюся важнейшую часть  государственного механизма. Поэтому  в формировании и развитии государственного бюджета мы находим отражение  истории развития молодого государства в целом.

Государственный бюджет – это план доходов и  расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 

Именно с  помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система  экономических денежных отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  особого централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов  непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и  осуществляемой экономической политикой  политики. Любое изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения  в экономических процессах. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы.

Основной  проблемой государственного бюджета  является нерациональное и нецелевое  распределение финансов. Большая часть финансовых затрат за закупку импортного сырья и товаров. Низкий уровень экспорта. Высокая амплитуда региональных финансовых показателей.

Цели:

    • Снижение дефицита Республиканского бюджета
    • Рациональное распределение государственных финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль и структура государственных финансов

 

 Роль государственных финансов в современных условиях заключается в воздействии на процесс общественного воспроизводства, поддержание темпов экономического роста, развитие ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорение НТП через бюджет.

Основная часть государственных  бюджетных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный (доход) фонд, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода (НД). Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему, которая формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых и административных особенностей.

Структура бюджетной системы в  странах с унитарным устройством  имеет двухъярусное построение - государственный  и местный бюджет, а с федеральным  устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеет промежуточные звенья –  бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов  федерации.

С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных  дотаций, трансфертов. Как экономический  документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местный бюджет – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП, экономической самостоятельности  с развитием рыночных отношений, повышается и укрепляется влияние  местных органов власти. Все это  усиливает значение, авторитет и  удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеральных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных  ресурсов, тогда как в унитарных  государствах не более 30 %.

Бюджеты центрального правительства  и местные бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам, так и расходам. Они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромиссов. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предприниматели, профсоюзы и т.д.

К бюджету относятся также различные  внебюджетные фонды или денежные средства целевого назначения, хотя по принципу распределения и использования  они равнозначны государственным  бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их по мере усложнения экономических и социальных связей растет, так в бюджете США их более 800 фондов. В переходной экономике Казахстана их число и значение также растет.

Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета – распределительная  и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств через  различные каналы поступления, т.е. формирование и использование их для финансирования хозяйств, специальной  политики, развитие науки, культуры, образования, обороны страны и государственного управления.

Контрольная функция – это обеспечение  правильности формирования денежных средств  государства и использование  их по целевому назначению. Осуществляют ее налоговые инспекции, налоговая  полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Внебюджетные фонды расширяют  возможность государственного регулирования  и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский  контроль. В любом государственном  образовании бюджета выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Государственный бюджет, можно сказать, есть компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов  и зарплаты, по поводу бюджетных  расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными  и сельскохозяйственными районами по вопросам распределения налогов, бюджетных дотаций и т.д. Каждый такой компромисс сопровождается политической, предвыборной борьбой в стенах парламента, на страницах печати.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Доходы и расходы государственных финансов

 

Как экономическая  категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта путем образования централизованного  фонда денежных средств государства  и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Структуру бюджетных  расходов и доходов, а также отдельных  его статей в рыночной экономике  можно представить в следующем  виде. [Рисунок 1.]

 


 

Расходная часть:

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40‑50 %;

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10‑12 %;

Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, содержание дипломатических, внутренних, служебных и займы  иностранным государствам – 10‑12 %;

Административно-управленческие расходы, содержание правительственных  органов, юстиции и прочие – 5‑10 %;

Платежи по государственному долгу – 7‑8 %.

Доходная  часть:

Налоги (в  том числе акцизные сборы и  таможенные пошлины) – 75‑85 %;

Неналоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственной торговли – 5‑8 %;

Взносы в  государственные фонды социального  страхования, пенсионные, страхование  от безработицы – 10‑12 %.

Расходная часть  бюджета, направляемая на целевое развитие и регулирование экономики, называется бюджетным финансированием. Бюджетные  расходы выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, на принципе безвозвратности. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению здоровья.

Особое значение имеет аграрное производство, изменение  его социального статуса и  роли в обеспечении хозяйства  сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен в различных странах (государственные  премии фермерам за сокращение производства некоторых сельхозпродуктов).

В переходной экономике Казахстана аграрные субсидии государства направлены на поддержание  фермерских хозяйств, их техническое  оснащение и защиту.

Бюджетные расходы  также идут на вооружение, содержание внешнеполитических связей, аппарата управления, на покрытие внутреннего  и внешнего государственного долга, кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и иностранных  инвестиций.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) с  помощью бюджетных расходов зависит: во-первых, от относительных размеров расходуемой суммы (их доля в ВНП); во-вторых, от структуры этих расходов; в–третьих, от эффективности использования  каждой единицы расходуемых средств.

В целом следует  отметить, что расходы бюджета  играют в ГРЭ несравненно меньшую  роль, чем бюджетные доходы, и  в первую очередь такие его  инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного  капитала.

Доходы государственного бюджета на 85 % формируются за счет налоговых поступлений, прибылей казенной промышленности, поступлении от приватизации собственности и т.д.

Налоги, образуя  основную часть дохода государственного и местного бюджета, требуют особого  внимания любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики, так как общая масса налоговых ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства