Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:40, курсовая работа
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:
- первый метод: это прямое изъятие доходов из государственного сектора.
- второй: получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.
- третий: перераспределение доходов среди юридических и физических лиц с помощью налогов.
- четвертый: привлечение ссуд, кредитов.
Социально-экономическое развитие муниципального образования определяется ресурсным потенциалом, приоритетное значение в котором принадлежит финансовым ресурсам. В составе финансовых ресурсов города могут быть выделены следующие компоненты:
Исследование
финансовой сферы города включает анализ
доходов и расходов бюджета г.
Урая, распределение средств
При
анализе бюджетной сферы
Принципы функционирования МО определяют условия формирования его бюджета. В свою очередь, самостоятельность бюджета характеризуется долей местных налогов в общих налоговых доходах г. Урая. Доля местных налогов в 1998-2002 гг. уменьшилась от одной пятой до одной двадцатой совокупных налоговых поступлений бюджета, но основная доля поступлений по-прежнему приходится на поступления от федеральных и региональных налогов.
Местные налоги являются основным источником собственных доходов бюджета МО. Следует отметить их низкую долю в общих налоговых доходах, узость налогооблагаемой базы, более медленный рост по сравнению с федеральными и региональными налогами (табл. 25).
Таблица 25. Налоговые поступления в доходах бюджета г. Урая, тыс. руб."> | ||||
Налоги/ годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2009/2011, в % |
Федеральные |
213288 |
610047 |
609289 |
2,85 |
Региональные |
70461 |
65786 |
73478 |
1,04 |
Местные |
65659 |
41596 |
13529 |
0,2 |
Основными налогами, составляющими половину доходов бюджета, являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, плата за недра, налог на имущество юридических лиц. Динамика поступлений от них представлена в таблице.
Значительные колебания поступлений по двум наиболее весомым налогам (налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц) определяются следующими обстоятельствами:
Таблица 26. Поступления основных налогов в бюджет г. Урая (тыс. руб.) | ||||||
Налоги |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % | |
Налог на прибыль |
24432 |
4,8 |
258340 |
38 |
34013 |
- |
Подоходный налог с физических лиц |
137542 |
26,9 |
258199 |
38 |
276065 |
- |
Налог на имуществоюридических лиц |
63494 |
12,4 |
28201 |
4,2 |
34027 |
- |
Плата за недра |
38910 |
7,6 |
52052 |
7,7 |
1908 |
- |
Местные налоги |
11513 |
22,5 |
32998 |
4,9 |
38688 |
- |
Тенденции изменения доходов по налогу на прибыль и подоходному налогу за такой относительно короткий период (2009-2011 гг.), хотя в целом и благоприятно отразились на доходной части бюджета (не следует сбрасывать со счетов и благоприятную конъюнктуру на рынке нефти и нефтепродуктов), все же привносят состояние неопределенности, ведут к подрыву основ самостоятельности бюджета г. Урая.
Наряду
с налоговыми поступлениями экономическая
самостоятельность бюджета
Устойчивость бюджета можно оценить по следующим критериям:
Система
показателей возможности
Поступления |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
В федеральный бюджет |
94739 |
192650 |
323661 |
391156 |
447027 |
В окружной бюджет |
312 |
4743 |
188063 |
477358 |
599097 |
В местный бюджет |
21366 |
254603 |
321554 |
706618 |
397984 |
Всего |
116417 |
451996 |
833278 |
1575132 |
1444108 |
Данные
таблицы свидетельствуют об усилении
централизованного изъятия
Таким
образом, на основе проведенного анализа
можно сделать следующие
Оценка
расходной части бюджета
Обеспеченность основными бюджетными услугами характеризуется следующими показателями:
По расходам бюджет города в 2002 году исполнен в сумме 1 611 073 тыс. руб., что составило 99,6% к объему годовых бюджетных назначений по расходам. Структура расходов бюджета г.Урая за 2001 - 2002 гг. приведена в табл. 28.
Таблица 28. Структура расходов бюджета г.Урая за 2001 - 2002 гг | ||||||
№ п/п |
наименование расходов |
Исполнено за 2010 год |
уд. вес (%) |
Исполнено за 2011год |
Т роста |
уд. Вес (%) |
1. |
Государственное управление и местное самоуправление |
64 891 |
4,1 |
88 789 |
136,8 |
5,5 |
2. |
Правоохранительная |
56 003 |
3,5 |
60 214 |
107,5 |
3,7 |
3. |
Промышленность, энергетика и строительство |
497 414 |
31,5 |
487 751 |
98,1 |
30,3 |
4. |
Сельское хозяйство и рыболовство |
9 087 |
0,6 |
2 439 |
26,8 |
0,2 |
5. |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
3 034 |
0,2 |
2 265 |
74,6 |
0,1 |
6. |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
40 231 |
2,5 |
40 047 |
99,5 |
2,5 |
7. |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
169 655 |
10,7 |
114 015 |
67,2 |
7,1 |
8. |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
535 |
0,03 |
574 |
107,3 |
0,03 |
9. |
Образование |
328 800 |
20,8 |
342 576 |
104,2 |
21,3 |
10. |
Культура, искусство и кинематография |
123 112 |
7,8 |
45 295 |
36,8 |
2,8 |
11. |
Средства массовой информации |
9 581 |
0,6 |
8 846 |
92,3 |
0,5 |
12. |
Здравоохранение и физическая культура |
230 073 |
14,6 |
278 274 |
120,9 |
17,3 |
13. |
Социальная политика |
65 179 |
4,1 |
114 663 |
175,9 |
7,1 |
14. |
Обслуживание государственного долга |
12 438 |
0,8 |
5 099 |
41,0 |
0,3 |
15. |
Прочие расходы |
-33 379 |
20 226 |
1,3 | ||
16. |
Целевые бюджетные фонды |
1 704 |
0,1 |
|||
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 578 358 |
1 611 073 |
102,1 |
В
целом, перспектива развития социальных
отраслей ориентирована на создание
необходимых условий для
Долевая структура функциональных расходов бюджета показывает, что по шести направлениям: (государственное управление, правоохранительная деятельность, транспорт и дорожное строительство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт) наблюдается сокращение доли затрат в общей сумме расходов. С одной пятой до одной трети расходов бюджета увеличились затраты на ЖКХ, несколько выросла доля расходов на социальную политику.
Растут
темпы расходов (почти в три
раза) на транспорт, правоохранительную
деятельность, ЖКХ, в два раза - на
социальную политику. В то же время
сокращаются темпы роста
Анализ расходов бюджета г. Урая и малых городов ХМАО показывает, что в Урае доля затрат должна быть выше по расходам на транспорт, здравоохранение, физкультуру и спорт, ЖКХ. Остальные функциональные расходы попадают в "коридор" значений соответствующих расходов малых северных городов Тюменского Севера.
Несмотря на существенный рост в номинальном выражении, реальный рост бюджетной обеспеченности на душу населения наблюдается лишь по двум видам бюджетных услуг - это ЖКХ и социальная политика. По всем остальным отраслям (6 из 8 анализируемых) можно отметить сокращение в реальном выражении обеспеченности базовыми бюджетными услугами. При этом по всему спектру рассматриваемых бюджетных услуг за анализируемый период наблюдаются отклонения между принимаемыми обязательствами по закону о бюджете и фактически исполненными. Положительной тенденцией является сокращение этого разрыва к 2015 году. Стратегическим направлением бюджетного планирования может быть такое построение отношений с окружным бюджетом, которое приведет к сохранению бюджетной обеспеченности в сопоставимых ценах.
Приведенный выше анализ лишь количественно характеризует сложившуюся схему расходов, но не раскрывает того, насколько эти расходы близки к стандарту бюджетных потребностей или, по крайней мере, насколько близки к минимальной бюджетной обеспеченности. В натуральном и денежном вариантах данные нормативы не разработаны, и определение нормативов сегодня фактически идет по двум направлениям: