Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:16, курсовая работа
Одной из экономической жизни общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.
1) доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;
2) расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.
Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета выступает в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство.
Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.
Глава 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 годы
2.1. Характеристика Федерального бюджета РФ
Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.
Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ.
Доходы Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.
Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011г . – 17,5 млрд. дол., в 2012г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов. Предусматривается снижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9 % в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижение жизненного уровня неизбежно.
Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.
Федеральный бюджет в 2010 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в пятницу.
"В настоящее время наша сбалансированность бюджета 2010 года на уровне $95 за баррель с учетом того, что, кроме того, что мы планировали в части доходов от экономики, мы также тратим Резервный фонд. Суммарно это обеспечивает сбалансированность нашего бюджета на уровне $95 за баррель.
А.Кудрин напомнил, что в момент, когда формировалась система "ухода от зависимости от нефти", было определено, что среднегодовая долгосрочная цена на нефть не должна превышать $50 за баррель. Эта величина и легла в условия формирования нефтегазового трансферта - все, что свыше этой цены, направлялось на формирование нефтегазового трансферта.
А.Кудрин также напомнил, что в то время было запланировано, что нефтегазовый трансферт будет сокращен до 3,7% ВВП в 2011 году и больше не будет наращиваться.
Однако уже в 2009 году получилось так, что Минфин "существенно завысил свои ожидания по цене на нефть". Так, планировались расходы при цене на нефть $95 за баррель, в то время как по факту она была на уровне $61 за баррель. В связи с этим пришлось использовать Резервный фонд. Таким образом, отметил А.Кудрин, нефтегазовый трансферт составил более 11% ВВП, половина расходов была осуществлена за счет нефтегазовых доходов.
Министр подчеркнул, что дискуссия о том, на каком уровне отсекать цену на нефть для финансирования дефицита бюджета, продолжается. Так, по его словам, на 2011 год "самый мягкий ограничитель, который мы можем себе позволить - $70 за баррель". Это, по словам А.Кудрина, означает, что "если мы при цене нефти $70 за баррель будем иметь дефицит на уровне 4% ВВП, как планируем, то если цена будет $50 за баррель, то дефицит будет 8%, а это уже рискованная величина"
2.2. Анализ структуры и состава доходов Федерального бюджета РФ
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
Таблица 2.1.
Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г. (млрд.руб)
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоги на прибыль, доходы |
761,13 |
165,65 |
214,71 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
506,77 |
496,09 |
19,03 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 123,62 |
1 157,90 |
1 348,15 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 169,07 |
882,79 |
965,03 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 637,52 |
974,83 |
1 104,46 |
Государственная пошлина |
33,68 |
31,21 |
56,96 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,87 |
0,87 |
0,00 |
Доходы
от внешнеэкономической |
3 584,95 |
2 519,92 |
2 750,30 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
150,54 |
103,17 |
263,87 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
111,77 |
59,66 |
62,13 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
114,03 |
106,86 |
123,26 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22,12 |
14,80 |
16,06 |
Административные платежи и сборы |
4,54 |
5,33 |
5,26 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,18 |
5,30 |
5,32 |
Прочие неналоговые доходы |
39,56 |
22,98 |
12,02 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
6,24 |
164,31 |
0,72 |
Безвозмездные поступления |
1,34 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,02 |
2,14 |
2,73
|
Всего доходов |
9 275,93 |
6 713,82 |
6 950,01 |
Таблица 2.2.
Удельный вес доходов Федерального бюджета (%)
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоги на прибыль, доходы |
8,2 |
2,5 |
3,09 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
5,46 |
7,39 |
0,27 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
12,11 |
17,25 |
19,4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
12,6 |
13,15 |
13,89 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
17,65 |
14,52 |
15,89 |
Государственная пошлина |
0,36 |
0,47 |
0,82 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,009 |
0,009 |
0 |
Доходы
от внешнеэкономической |
38,65 |
37,53 |
39,52 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1,62 |
1,54 |
3,8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1,21 |
0,89 |
0,9 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,23 |
1,59 |
1,77 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,24 |
0,22 |
0,23 |
Административные платежи и сборы |
0,05 |
0,08 |
0,08 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0,09 |
0,08 |
0,0,8 |
Прочие неналоговые доходы |
0,43 |
0,34 |
0,17 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
0,07 |
2,45 |
0,104 |
Безвозмездные поступления |
0,014 |
0 |
0 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,002 |
0,03 |
0,4 |
Всего: |
100 |
100 |
100 |