Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной зашиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Файлы: 1 файл

БС-ФОМС3.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра  Денег, кредита и финансов.


 

№ зачетной книжки          Оценка_______________                               

   Зачтено, незачтено.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По          «Бюджетная система РФ»


на тему  «Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России».


Студента V  курса         по специальности         «Финансы и кредит»


Дектеревой Александры Валерьевны


Преподаватель:  Крючкова Лариса Валентиновна.


 

 

 

Регистрационный № на кафедре_______________

Работа поступила на кафедру «______» ________________ 2013г.

 

 

 

                                                                                            

 

Введение.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной зашиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. Согласно, Бюджетного кодекса РФ в состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В данной курсовой работе рассмотрим один из  централизованных (государственных) внебюджетных фондов – фонд обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование введено в соответствии с Законом от РФ от 28.06.1991г №1499-I «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В Законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в РФ» в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что мы все являемся застрахованными лицами и то, как финансируется медицинское страхование и на какие цели направляются деньги должно интересовать нас не в последнюю очередь, так как медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине.

Состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения как ее важнейшего элемента сегодня можно охарактеризовать как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему. В 2006 году здравоохранение объявлено национальным приоритетом. Из федерального бюджета выделены значительные средства на увеличение зарплаты участковым врачам и медсестрам, переоснащение поликлиник, строительство медицинских центров и проч. Отрасль остро нуждается в дополнительных вложениях, особенно в сектор первичной медико-санитарной помощи, но проблемы нашего здравоохранения не только в недостатке ресурсов. То, что направляется в эту отрасль, используется с низкой эффективностью. Если не изменить ситуацию, то результаты финансовых вливаний будут незначительными.

Целью написания данной курсовой работы изучение Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования как звена бюджетной системы.

Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие задачи:

  • Изучить понятие фондов обязательного медицинского страхования в России, их цели, задачи и функции;
  • Изучить организационную структуру и органы управления Федеральным и территориальными фондами ОМС;
  • Рассмотреть роль фондов ОМС в организации системы социального обеспечения в России;
  • Дать характеристику доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в РФ;
  • Изучить состав, структуру и динамику доходов фондов ОМС;
  • Рассмотреть направления расходования средств фондов ОМС;
  • Изучить взаимоотношения фондов ОМС с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • Исследовать проблемы формирования страховой системы медицинского обслуживания населения в РФ и направления совершенствования фондов ОМС в России.

Объектом исследования является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: абстрактно - логический, анализа, сравнения, графический, табличный и др.

В процессе написания курсовой работы были использованы труды российских ученых экономистов, таких как Г.Б.Поляк, В.В.Ковалева, М.В.Романовский  и другие,  Бюджетный кодекс, а также ресурсы сети Интернет: официальный сайт ФФОМС и КОТФОМС, Минфин и др.

1. Социально-экономические и организационно-правовые аспекты функционирования фондов обязательного медицинского страхования в России.

1.1 Понятие, задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования как звена бюджетной системы РФ.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в РФ» в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. [18]

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». По состоянию на 1 января 2011 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации";
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования;
  • участие в разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ;
  • финансирование целевых программ [18].

  

 

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС выполняет следующие функции:

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  • участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • ежегодно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и о его исполнении за отчетный финансовый год.

Стратегическим направлением деятельности ФФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

Во исполнение установленных функций, ФФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления в ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС,  национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. [18]

Основными задачами Территориального фонда ОМС является финансовое обеспечение здравоохранения территорий. Деятельность территориального фонда определена Положением о территориальном фонде ОМС, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93г.№4543.

Территориальный ФОМС выполняет следующие функции:

  • аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
  • организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.

Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. [18]

1.2 Организационная структура и органы управления Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. [18]

Информация о работе Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России