Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:51, курсовая работа
Описание работы
Бюджетные учреждения являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы финансирования бюджетных учреждений
5
1.1. Понятие, сущность бюджетных учреждений и источники их финансирования……………………………………………………………….
5
1.2. Особенности финансирования бюджетных учреждений на современном этапе…………………………………………………………….
8
Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации……………………………………………………………………..
15
2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»………………………………………………………………………
15
2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы финансирования
бюджетных учреждений
5
1.1.
Понятие, сущность бюджетных учреждений
и источники их финансирования……………………………………………………………….
5
1.2. Особенности финансирования бюджетных
учреждений на современном этапе…………………………………………………………….
8
Глава 2. Анализ финансирования бюджетных
учреждений в Российской Федерации……………………………………………………………………..
15
2.1. Анализ финансирования государственного
бюджетного учреждения на примере
ГОУ СПО «Самарский медицинский
колледж им. Н. Ляпиной»………………………………………………………………………
15
2.2. Проблемы финансирования бюджетных
учреждений и пути их преодоления……………………………………………………………………
20
Заключение…………………………………………………………………….
24
Список используемой литературы…………………………………………...
27
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется
тем, что важнейшим условием эффективного
функционирования национальной экономики
является рациональное и экономное использование
средств государственного бюджета, направляемых
на содержание бюджетных учреждений.
Развитие экономико-социальной сферы
характеризуется значительным возрастанием
роли бюджетных учреждений. Результат
их деятельности характеризует полезность
проделанной ими работы и представляет
собой процесс предоставления услуг широким
слоям населения.
Бюджетные учреждения являются важными
субъектами производственных и финансово-экономических
отношений при любой системе хозяйствования
и в любой модели государственного устройства.
Они призваны обеспечивать удовлетворение
целого ряда общественно значимых потребностей,
таких как образование, здравоохранение,
научные исследования, социальная защита,
культура, государственное управление
и др.
Необходимость улучшения модели финансирования
бюджетных учреждений связана, прежде
всего, с тем, что действующие сегодня
подходы к управлению финансовыми потоками
не обеспечивают эффективности расходов
этих учреждений. Это происходит из-за
отсутствия зависимости между масштабами
и качеством оказываемых услуг и объемами
их финансирования.
Однако даже при нынешнем недостаточном
финансировании у российской бюджетной
системы есть резервы, которые можно использовать
для повышения эффективности функционирования
бюджетных учреждений. По мнению отечественных
аналитиков, они кроются в возможностях
осуществления структурных реформ, предусматривающих
пересмотр принципов нормирования финансирования,
рационализацию бюджетных расходов и
оптимизацию внебюджетного финансирования.
Действующее сегодня бюджетное законодательство
позволяет реализацию указанных направлений
реформирования.
Таким образом, проблема эффективности
финансирования бюджетных учреждений
заслуживает особого внимания при поиске
путей модернизации и реформирования
бюджетного сектора российской экономики.
Целью работы является анализ современных
особенностей финансирования бюджетных
учреждений.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить ряд следующих задач:
определить понятие и сущность
бюджетных учреждений, а также рассмотреть
источники их финансирования;
рассмотреть принципы организации
финансирования бюджетных учреждений;
провести анализ финансирования
бюджетного учреждения;
выявить проблемы финансирования
бюджетных учреждений и предложить пути
их преодоления.
Объектом исследования
курсовой работы являются бюджетные учреждения.
Предметом курсовой работы выступают
общественные отношения, складывающиеся
по поводу финансирования бюджетных учреждений.
Структура работы состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Теоретические
основы финансирования бюджетных учреждений
1.1. Понятие, сущность
бюджетных учреждений и источники их финансирования
Учреждением признается организация,
созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение может быть создано государством,
муниципальными образованиями, юридическими
и физическими лицами, а также совместно
несколькими собственниками. Учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными средствами.
При их недостаточности ответственность
по обязательствам несет собственник
соответствующего имущества.
Бюджетное учреждение – организация,
созданная органами государственной власти
РФ, органами государственной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления
для осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических и иных функций некоммерческого
характера, деятельность которой финансируется
из соответствующего бюджета или бюджета
государственных внебюджетных фондов
на основе сметы доходов и расходов. Финансируется
из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной
хозяйственной деятельности, а имеет смету
расходов бюджетных средств, получаемую
от вышестоящих органов.
Организации, наделенные государственным
или муниципальным имуществом на праве
оперативного управления, не имеющие статуса
федерального казенного предприятия признаются
бюджетными учреждениями.
К бюджетным организациям относятся учреждения
образования, культуры, здравоохранения,
организации государственного управления,
военно-промышленного комплекса и армии.
Обязательным условием отнесения организации
к разряду бюджетной является бюджетное
финансирование по смете и ведение бухгалтерского
учета по бюджетному плану счетов.
Для осуществления своей деятельности
бюджетные учреждения используют различные
виды средств, как материальные так и денежные,
которыми их должен обеспечить в первую
очередь учредитель, но не исключается
возможность их получения от любого юридического
или физического лица.
Наличие сметы обеспечивает эффективное
бюджетное планирование и строго целевое
использование выделенных средств.
Из перечисленных основных понятий вытекает,
что бюджетному учреждению не предоставлено
право распоряжаться по своему усмотрению
имеющимися в наличии средствами. Это,
обусловлено тем, что бюджетное учреждение
не является собственником переданного
ему имущества, а распоряжается им по доверенности
собственника (государства или муниципального
органа) на условиях оперативного управления.
Если в соответствии с учредительными
документами учреждению предоставлено
право осуществлять приносящую доходы
деятельность, то доходы, полученные от
такой деятельности, и приобретенное за
счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение учреждения
и учитываются на отдельном балансе.
Как уже отмечалось, бюджетные учреждения
могут иметь средства не только в виде
бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных
поступлений. Последние разделяются на
подгруппы:
целевые средства и безвозмездные
поступления;
средства, поступившие во временное
распоряжение учреждения;
средства, полученные от государственных
внебюджетных фондов;
средства, полученные от предпринимательской
деятельности.
Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях
(после бюджетных ассигнований) занимают
целевые средства и безвозмездные поступления.
Целевые средства являются специфическим
источником приобретения активов и финансирования
расходов бюджетного учреждения. Как и
бюджетные средства, целевые расходуются,
как правило, в течение отчетного года
или ограниченного промежутка времени,
если за счет целевых средств финансируются
отдельные мероприятия (хотя переходящие
остатки целевых средств имеют место гораздо
чаще, нежели бюджетных). Основная причина,
по которой источники образования этих
средств и направления их расходования
учитываются обособленно от бюджетных,
является характер этих средств. Кроме
того, это обуславливается потребностями
составления и представления отчетности
(которая представляется не только финансирующим
органам, но в данном случае – и другим
заинтересованным лицам).
Каждый вид внебюджетных средств должен
учитываться на обособленных счетах, открываемых
в органах федерального казначейства
или в кредитных организациях (для бюджетных
учреждений, не переведенных на систему
финансирования через органы федерального
казначейства).
Так как получение внебюджетных средств,
в той или иной степени обусловлено использованием
имущества, приобретенного за счет бюджетных
средств, то указанные счета открываются
с разрешения органа, исполняющего соответствующий
бюджет.
Инструкция по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях разделяет все
целевые средства на следующие подгруппы:
целевые средства на содержание
учреждения и другие мероприятия;
средства от реализации материальных
ценностей, приобретенных за счет бюджетных
средств;
целевых средств и безвозмездных
поступлений;
прочие источники (излишки материальных
ценностей, приобретенных за счет бюджетных
средств, целевых средств и безвозмездных
поступлений, кредиторская задолженность
с истекшим сроком давности);
заемные средства;
целевые средства, полученные
учреждением от государственных внебюджетных
фондов и др.
В составе доходов и расходов бюджетных
организаций не учитываются доходы, образующиеся
в результате целевых отчислений на содержание
бюджетных организаций, поступившие от
других организаций и граждан, а также
расходы, производимые за счет этих средств;
членские вступительные взносы, долевые
(паевые и целевые вклады участников этих
организаций) и расходы, производимые
за счет этих средств.
1.2. Особенности финансирования
бюджетных учреждений на современном
этапе
Рассмотрение вопросов финансирования
бюджетных учреждений тесно связано с
изучением организационной структуры
самой бюджетной системы РФ и отдельных
ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости
от методики планирования находятся вопросы
распределения средств между исполнителями
государственного заказа, т.е. фактическое
финансирование учреждений. Современное
законодательство определяет, что каждое
учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной
деятельности и самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность.
Оно имеет самостоятельный расчетный
счет, в том числе валютный, в банковских
и иных кредитных учреждениях. Финансовые
и материальные средства используются
им по своему усмотрению в соответствии
с уставом. Неиспользованные в текущем
году (квартале, месяце) финансовые средства
не могут быть изъяты или зачтены учредителем
в объем финансирования этого учреждения
на следующий год (квартал, месяц).
Общий порядок финансирования расходов
по всем отраслям регламентирован Бюджетным
кодексом РФ. В соответствии с ним все
учреждения и организации, финансируемые
за счет бюджета, называются получателями
бюджетных средств, а их учредители
в лице органов управления – главными
распорядителями средств бюджета.
Организация финансирования бюджетных
учреждений определяется следующими факторами:
системой государственных и
иных органов, участвующих в процессе
финансирования;
процедурой разработки прогнозов
потребности в бюджетных средствах, проектов
расходной части бюджетов для финансирования
бюджетных учреждений;
процедурой (порядком) финансирования
из бюджета.
Принципы и задачи организации финансового
обеспечения бюджетных учреждений входят
в подсистему управленческой деятельности
– финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент включает в себя
многообразие взаимосвязанных функций,
включая планирование и использование
финансовых ресурсов, контроль исполнения
и решения текущих и стратегических задач.
Используя технологию финансового менеджмента,
администраторы и специалисты определяют
задачи, планируют и разрабатывают программы
эффективных действий, нацеленных на выполнение
этих задач. Они имеют дело с разнообразными
планами – например образовательной программой
образовательного учреждения, программой
его развития, планом по привлечению внебюджетных
средств.
Каждый из этих планов имеет свою специфику,
но все они требуют знаний их финансового
обеспечения.
Финансовое управление анализирует имеющиеся
ресурсы и определяет стратегию и тактику
по их использованию, по привлечению дополнительных
ресурсов для обеспечения выбранных направлений
деятельности.
Управление финансами включает – финансовое
планирование, с такими элементами как
бюджетирование и бизнес-планирование;
разработку инвестиционной программы;
организацию учета и контроля.
В связи с большой актуальностью вопроса
особо остановимся на казначейских схемах
исполнения бюджета. Их суть заключается
в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей
напрямую поставщикам услуги исполнителям
работ (кроме денежных выплат работникам).
Если раньше средства бюджета поступали
на счет учреждения, а затем использовались
им по своему усмотрению, то в настоящее время
для всех учреждений в казначействе открыты
лицевые счета с указанием постатейного
и поквартального распределения средств.
В рамках указанной росписи казначейства
могут выполнить поручения учреждений
на оплату тех или иных расходов. Движению
средств через органы казначейства предшествует
санкционирование расходов, включающее
в себя ежемесячное лимитирование затрат,
фактическое принятие бюджетных обязательств
и осуществление платежа.
Порядок финансирования бюджетных расходов
через казначейства прогрессивен по своему
характеру и экономически целесообразен.
Он может дать положительные результаты
для государства не только в части совершенствования
методов управления финансовыми ресурсами,
но и в части получения оперативной информации
о кассовых расходах, перечисления средств
по назначению, контроля за финансовыми
операциями бюджетополучателей. Однако
нельзя не заметить, что с внедрением казначейских
технологий значительно затрудняется
решение повседневных хозяйственных вопросов
у исполнителей бюджетных услуг.
Определенные трудности возникают из-за
необходимости учета средств, полученных
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, на лицевых счетах
в органах казначейства. Законодательством
установлено, что такие средства наряду
с бюджетными поступлениями расходуются
в строгом соответствии со сметами доходов
и расходов, подлежат контролю со стороны
казначейств и главных распорядителей
бюджетных средств, а это в определенной
степени лишает руководителей учреждений
оперативности.
Статьей 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено казначейское исполнение
бюджета. На органы исполнительной
власти возлагается организация исполнения
и исполнение бюджетов, управление счетами
бюджетов и бюджетными средствами. Указанные
органы являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от
имени и по поручению бюджетных учреждений.
Основная цель системы казначейского
исполнения бюджета – введение системы
контроля за использованием бюджетных
средств, что сводит к минимуму их нецелевое
использование. Указанная цель достигается
за счет расходования бюджетных средств
с единого счета бюджета через систему
открытых в казначействе лицевых счетов
получателей бюджетных средств. Это позволяет
расходовать бюджетные средства строго
в соответствии с утвержденными сметами
бюджетных учреждений и учитывать все
операции, проводимые по лицевым счетам
в единой базе данных.
Основанием для расходования бюджетных
средств является Закон о бюджете на соответствующий
финансовый год.
Бюджет по расходам исполняется с применением
последовательно осуществляемых процедур
санкционирования и финансирования расходов.
Санкционирование расходов бюджета включает
следующие обязательные этапы, после выполнения
которых может осуществляться финансирование:
составление и утверждение
бюджетной росписи;
утверждение и доведение до
распорядителей и получателей бюджетных
средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях,
лимитах бюджетных обязательств, а также
утверждение им сметы доходов и расходов;
подтверждение и выверка исполнения
денежных обязательств.
Целевая обусловленность процедуры санкционирования
расходов бюджета заключается в необходимости
недопущения финансирования расходов
и совершения платежей, не предусмотренных
утвержденным Законом о бюджете.
Финансирование реализуется посредством
осуществления казначейством платежей
со счета бюджета на счета поставщиков
товаров и исполнителей работ (услуг) бюджетных
учреждений.
Все операции при казначейском исполнении
бюджета осуществляются и учитываются
на лицевых счетах. Лицевой счет – регистр
аналитического учета органа казначейства,
предназначенный для отражения в учете
лимитов бюджетных обязательств, принятых
денежных обязательств, объемов финансирования
и кассовых расходов. Порядок открытия
и ведения лицевых счетов устанавливается
органами казначейства.
Так, при открытии лицевого счета получатель
бюджетных средств, в нашем случае бюджетное
учреждение, должен представить в орган
казначейства учредительные документы,
карточку с образцами подписей, копию
документа о государственной регистрации,
заверенную учредителем или нотариально
либо органом, осуществившим государственную
регистрацию. При открытии лицевого счета
по предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности дополнительно представляется
разрешение на открытие лицевого счета.
В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные
учреждения могут расходовать бюджетные
средства исключительно на:
оплату труда;
перечисление страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды;
трансферты населению;
командировочные и иные компенсационные
выплаты;
оплату товаров, работ, услуг
по заключенным государственным или муниципальным
контрактам;