Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. Программа развития бюджетной политики предусматривает проведение анализа эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетное право 4
2. Экономическое содержание и функции бюджета государства 9
3. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации 12
4. Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях 13
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современых условиях.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «  ГМУ (080504.65)/3    »


 

 

 

 

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине:    Государственные и муниципальные  финансы


На тему:    Финансово-правовые основы функционирования системы РФ в современных условиях


Вариант №       5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент __3__ курса

____5_______ семестр

 

 

 

Тюмень , 2013

 

Оглавление

Введение 3

1. Бюджетное право 4

2. Экономическое содержание и функции бюджета государства 9

3. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации 12

4. Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях 13

Список используемой литературы 19

 

 

 

Введение

Одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. Программа развития бюджетной политики предусматривает проведение анализа эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов. Кроме того, необходимо использовать такие финансовые механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг.

Вместе  с тем, изменения, приведшие к  формированию рыночных отношений, вынуждают  бюджетные учреждения, помимо государственных  ресурсов, использовать не свойственные бюджетным учреждениям источники  финансирования. При этом стабилизация правового положения бюджетных  учреждений, повышение эффективности  их деятельности в современных условиях необходимы для создания в целом  условий устойчивого функционирования финансово-кредитной сферы, формирования и исполнения бюджета. Усиление государственных  позиций в финансовой сфере, в  частности через укрепление и  расширение правового статуса бюджетных  учреждений как субъектов права, требует наличия нормативно-правовой базы, адекватной современным требованиям, эффективной деятельности всех элементов  механизма финансово-правового регулирования.

Необходимым условием эффективности правового  регулирования финансовых отношений  с участием бюджетных учреждений выступает бюджетный контроль, являющийся частью единого механизма государственного финансового контроля. Важным направлением развития правовой базы финансового  контроля в сфере деятельности бюджетных учреждений является аудит эффективности, предполагающий анализ целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств в целях достижения максимально благоприятного результата в исполнении государственных программ.

 

1. Бюджетное право

Бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру  бюджетного устройства и бюджетной  системы России, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный  процесс, регламентируют формирование и использование государственных  бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения  социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства.

 Издание  законов и правил, обязательных  для всего населения государства,  осуществляется государственным  законодательным органом. Государство  и право неразрывно связаны. Государство издает нормы права - правила поведения юридического характера, устанавливаемые или санкционированные государством. Совокупность правовых норм и есть право. Право служит своему государству.

Если рассматривать  явления исторически, то можно утверждать, что вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

В буржуазном государстве право служит и защищает интересы буржуазии. Право выступает  здесь как выражение воли господствующего  класса. В общенародном некапиталистическом  государстве право служит и защищает интересы всего народа, в том числе  бедных слоев населения. Отсюда не право  является определяющей базой, а политическая организация государства, политический строй в государстве определяют правоотношения.

 

 В состав России входит  значительное число равноправных  субъектов Российской Федерации,  каждый из которых имеет свое  законодательство. Это и есть  федеративное устройство России. Вместе с тем федеративное  устройство России основывается  на государственной целостности  страны и на единстве системы  государственной власти.

 

 Конституция подчеркивает, что  федеральные законы имеют верховенство  на всей территории России.

В состав России входят 89 субъектов  Российской Федерации, из них: 21 республика, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов.

 

 Республики имеют свою конституцию  и законодательство, остальные субъекты  РФ - свои уставы и законодательства.

 

 Российская Федерация, а также  субъект Российской Федерации  имеют свои сферы компетенции,  или, как сказано в Конституции,  предметы ведения.

 

 Если нормативные акты, принятые  субъектами Российской Федерации,  выходят за пределы их компетенции,  они не имеют юридической силы.

Источники бюджетного права.

 

 Главный источник финансового  и бюджетного права - Конституция  Российской Федерации (1993 г.), включающая  в себя основные принципиальные  положения бюджета. Кроме Конституции  источниками бюджетного права  России являются:

 

  • федеральные законы РФ;

 

  • правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

 

  • правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.

 

 Наибольшее внимание Конституция  РФ уделяет бюджетной деятельности  государства, что объясняется  значимой ролью бюджета как  центрального звена финансовой  системы.

 

 Статья 10 Конституции России  предписывает: "Обязательному рассмотрению  в Совете Федерации подлежат  принятые Государственной Думой  федеральные законы по вопросам:

 

 а) федерального бюджета;

 

 б) федеральных налогов и  сборов;

 

 в) финансового, валютного,  кредитного, таможенного регулирования,  денежной эмиссии;

 

 г) ратификации и денонсирования  международных договоров Российской  Федерации.

 

 Согласно ст. 71 Конституции РФ  в ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития; внешнеэкономические  отношения Российской Федерации.  Статья 132 Конституции РФ определяет  полномочия органов самоуправления.

 

 Органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения.

 

 В 1998 г. принят Бюджетный  кодекс Российской Федерации  (Федеральный закон от 31 июля 1998 г.  № 145-ФЗ) как бюджетное законодательство, регулирующее в государстве ряд  бюджетных отношений.

 

 К бюджетным отношениям относятся:

 

  •  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

 

  •  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

 

 Вместе с тем в Бюджетном  кодексе Российской Федерации  приведены некоторые нормативные  правовые акты, регулирующие бюджетные  правоотношения.

 

Президент РФ вправе издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить  Бюджетному кодексу и другим законам. В случае противоречия между Бюджетным  кодексом и нормативными актами, подписанными Президентом РФ либо Правительством, за нормативный документ применяется  Бюджетный кодекс (закон).

 

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации принимают  нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

 

Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в части местных бюджетов. Правовые акты органы местного самоуправления принимают также в пределах своей  компетенции.

 

 Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые  предусмотрены бюджетным законодательством  Российской Федерации, применяются  правила международного договора. Но из этого правила есть  следующее исключение: международные  договоры Российской Федерации  применяются к бюджетным правоотношениям  непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

 

 Акты бюджетного законодательства  Российской Федерации не имеют  обратной силы и применяются  к отношениям, возникающим после  введения их в действие, если  иное не предусмотрено Бюджетным  кодексом Российской Федерации  или федеральным законом.

 

 Таким образом, к источникам  бюджетного права относятся Конституция  Российской Федерации, Бюджетный  кодекс Российской Федерации  и другие нормативные правовые  акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти  РФ, местного самоуправления, регулирующие  бюджетные правоотношения в пределах  наделенной их компетенции.

 

 Эти правовые акты традиционно  классифицируют по юридическим  свойствам, выделяя следующие:

 

1. Нормативные акты, которые устанавливают  общие правила для участников  финансовых отношений, регулируют  определенные виды финансовых  отношений; определяют конкретные  признаки соответствующего вида  финансовых отношений.

 

2. Финансово-плановые акты, значительный  массив которых характерен для  бюджетного права, включают в  свой состав федеральный бюджет  РФ, государственные бюджеты республик,  финансовые планы других финансовых  органов и кредитных учреждений, финансовые планы отраслевых  министерств и ведомств, сметы  учреждений, организаций.

 

 Бюджетное регулирование охватывает  практически все сферы деятельности  государства. Однако не следует  забывать, что Конституция РФ - основной  закон страны - определяет полномочия  представительных (законодательных)  и исполнительных органов государственной  власти, а также предметы совместного  ведения этих органов РФ.

 

 Конституцией РФ установлено  единство денежной системы в  России, которое обеспечивается  признанием рубля в качестве  законного денежного средства (ст. 75) и Центрального банка РФ - единственным  эмиссионным центром. Введение  и эмиссия других денег в  Российской Федерации ее Конституцией  не допускаются.

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы функционирования  бюджетной системы Российской  Федерации

1.1. Экономическое содержание и функции  бюджета государства

1.2. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

1.3. Основные направления развития  бюджетных отношений в РФ в  современных условиях

2. Бюджетный дефицит и методы  его покрытия

2.1. Сущность и причины бюджетного дефицита

2.2. Методы покрытия бюджетного дефицита

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

2. Экономическое  содержание и функции бюджета  государства

Основу  финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке. Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.

Информация о работе Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современных условиях