Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 01:54, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике в стране способствует повышению роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Этот процесс предполагает организацию определенной системы управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта на объект управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Необходимость и содержание управления финансами………………..4
Органы управления финансами в Российской Федерации…………….8
2.1.Органы, выполняющие стратегическое управление финансами….8
2.2.Органы, осуществляющие оперативное управление финансами…14
2.3. Управление финансами на предприятии…………………………...23
3. Эффективность системы управления финансами и пути ее совершенствования………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами.docx

— 175.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Необходимость и содержание управления финансами………………..4
  2. Органы управления финансами в Российской Федерации…………….8

2.1.Органы, выполняющие стратегическое управление финансами….8

2.2.Органы, осуществляющие  оперативное управление финансами…14

2.3. Управление финансами  на предприятии…………………………...23

     3.  Эффективность  системы управления финансами  и пути ее совершенствования………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……………………………………………...32

Приложения……………………………………………………………………...33

 

Введение

Переход к рыночной экономике  в стране способствует повышению  роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Перераспределение  финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и  внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить  стихийно. Этот процесс предполагает организацию определенной системы  управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта на объект управления.

Управление финансами  – сознательное воздействие органов  управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения  доходов, прибыли, финансового обеспечения  решаемых экономических и социальных задач.

Управление финансами  является составной частью управления социально-экономическими процессами в обществе, что свидетельствует  об актуальности выбранной темы данной курсовой.

Итак, цель данной курсовой работы – рассмотреть систему  управления финансами в нашей  стране и выявить возможные пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели нужно будет выполнить следующие  задачи:

- определить сущность  и необходимость управления финансами;

- рассмотреть систему  управления финансами на федеральном,  региональном и местном уровнях;

- оценить состояние действующего  управления финансами и пути его совершенствования.

Работа написана на основе учебной литературы, периодических  изданий, нормативно-правовых актов, а  также Интернет-ресурсов.

Необходимость и содержание управления финансами

Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая, как правило, на основе расширенного воспроизводства.

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют различные  инструменты финансового механизма  для воздействия на финансовые отношения  с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т.е. управляют  финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом, под управлением понимается совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Объектами управления финансами  являются различные виды финансовых отношений, в том числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией  в стране, раскладом политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные процессы. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц. Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений.

Под субъектами управления финансами в финансовой науке  традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно  осуществляющих управление. (приложение 1).1

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма  управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно  возросла и в связи с переходом  в нашей стране от административно-командной  системы управления к рыночной. Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами  в РФ, изображена на схеме. (приложение 2)

На макроуровне к таким  структурам относятся органы государственной  власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы и службы. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих  функциональных элементах, к которым  относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное  управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде  темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования  исследуются возможное состояние  финансов в прогнозируемом периоде, обосновывается показатели соответствующих  финансовых планов, определяются реально  возможный объем мобилизации  финансовых ресурсов, источники их формировании направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции  развития страны или субъекта хозяйствования, т.к. широко используется на макро- и  микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений.

На основе финансовых прогнозов  осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования  движения финансовых ресурсов и изменения  соответствующих финансовых отношений  на определенный период. Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных  и текущих планов образования  и использования финансовых ресурсов. В управлении общественным финансами  осуществляется составление долгосрочным финансовых планов , сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов  и расходов бюджетных организаций. Финансовое планирование способствует  достижению пропорционального и  сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики  в целом. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление финансами  включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием  финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренным плановыми  документами. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствований, тенденций развития экономии государства в связи с разнообразными причинами.

Финансовый контроль представляет собой особую форму деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и  финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.2

Управление финансами  можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают  стратегическое (общее) управление финансами  и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами  осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного  и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. 

Оперативное управление финансами  осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в  реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

 

 

 

 

 

Органы управления финансами  в Российской Федерации

Органы, выполняющие стратегическое управление финансами

  Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и две его палаты: Государственную Думу и Совет Федерации. Такое управление осуществляется при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.

Федеральное Собрание рассматривает  также законы о налогах, сборах и  обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и  внешнего долга.

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются Федеральное Собрание, Президент  и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение  при утверждении федерального бюджета  и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансами  включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и  финансам Государственной Думы и  Совета Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Министерство финансов и  его органы на местах; Центральный  банк Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам; Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации; Государственный  таможенный комитет Российской Федерации; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения3.

Государственная Дума Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, принимает федеральные  законы, в том числе, законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных  налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная  Дума контролируют осуществлении федерального бюджета. С этой цель, ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Государственная Дума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации.

С 31 августа 2011г. и в настоящее  время председателем Совета Федерации  является Матвиенко В.И. А полномочия председателя Государственной думы с 4 декабря 2011г. выполняет член фракции  «Единая Россия» Нарышкин С.Е. 

Основными задачами Счетной  палаты являются:

-организация и осуществление  контроля за своевременным использованием  доходных и расходных статей  государственного бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объему и целевому назначению;

-определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  средств федеральной собственности;

-финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального  бюджета, или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета, или влияющие на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-регулярное предоставление  Совету Федерации и Государственной  думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатов  проводимых контрольных мероприятий.

Полномочия председателя Российской Федерации выполняет  Степашин Сергей Вадимович.

Важное место в управлении финансами занимает президент и  Правительство Российской Федерации. В своем ежегодном бюджетном  послании Президент РФ определяет и  формулирует основные направления  и принципы финансовой и бюджетной  политики государства на среднесрочную  перспективу и очередной год. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Государственную  Думу законопроекты по финансово-бюджетным  вопросам. Он издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране, которые обязательны  для исполнения на всей территории Российской Федерации, а также использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете. Кроме  того, Президент осуществляет некоторые  кадровые назначения. Так  с согласия Государственной Думы он назначает  Председателя Правительства Российской Федерации, а по его предложению  заместителей Премьер-министра, федеральных  министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и  сборам. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Центрального Банка Российской Федерации.

Информация о работе Финансовый контроль