Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 01:54, реферат
Переход к рыночной экономике в стране способствует повышению роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Этот процесс предполагает организацию определенной системы управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта на объект управления.
Введение…………………………………………………………………………3
Необходимость и содержание управления финансами………………..4
Органы управления финансами в Российской Федерации…………….8
2.1.Органы, выполняющие стратегическое управление финансами….8
2.2.Органы, осуществляющие оперативное управление финансами…14
2.3. Управление финансами на предприятии…………………………...23
3. Эффективность системы управления финансами и пути ее совершенствования………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1.Органы, выполняющие стратегическое управление финансами….8
2.2.Органы, осуществляющие
оперативное управление
2.3. Управление финансами на предприятии…………………………...23
3. Эффективность
системы управления финансами
и пути ее совершенствования………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Переход к рыночной экономике в стране способствует повышению роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Этот процесс предполагает организацию определенной системы управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта на объект управления.
Управление финансами
– сознательное воздействие органов
управления на финансы страны, регионов,
хозяйствующих субъектов и на
финансовые процессы, финансовую деятельность,
осуществляемое с целью достижения
и поддержания
Управление финансами является составной частью управления социально-экономическими процессами в обществе, что свидетельствует об актуальности выбранной темы данной курсовой.
Итак, цель данной курсовой работы – рассмотреть систему управления финансами в нашей стране и выявить возможные пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной
цели нужно будет выполнить
- определить сущность
и необходимость управления
- рассмотреть систему
управления финансами на
- оценить состояние
Работа написана на основе учебной литературы, периодических изданий, нормативно-правовых актов, а также Интернет-ресурсов.
Необходимость и содержание управления финансами
Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая, как правило, на основе расширенного воспроизводства.
Для обеспечения непрерывного
и бесперебойного воспроизводственного
процесса органы государственной власти
и местного самоуправления и субъекты
хозяйствования применяют различные
инструменты финансового
Объектами управления финансами являются различные виды финансовых отношений, в том числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией в стране, раскладом политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные процессы. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц. Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений.
Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. (приложение 1).1
Для успешного проведения
финансовой политики, эффективной реализации
финансового механизма и
На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы и службы. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.
Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.
В ходе финансового прогнозирования
исследуются возможное
На основе финансовых прогнозов
осуществляется финансовое планирование
с целью научного обоснования
движения финансовых ресурсов и изменения
соответствующих финансовых отношений
на определенный период. Финансовое планирование
предусматривает составление
Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренным плановыми документами. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствований, тенденций развития экономии государства в связи с разнообразными причинами.
Финансовый контроль представляет
собой особую форму деятельности
органов государственной
Управление финансами
можно также классифицировать по
характеру и периоду
Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ.
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.
Органы управления финансами в Российской Федерации
Органы, выполняющие стратегическое управление финансами
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и две его палаты: Государственную Думу и Совет Федерации. Такое управление осуществляется при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
В России главными властными
структурами по управлению финансами
являются Федеральное Собрание, Президент
и Правительство. Именно эти органы
принимают окончательное
На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Министерство финансов и его органы на местах; Центральный банк Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации; Государственный таможенный комитет Российской Федерации; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения3.
Государственная Дума Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, принимает федеральные законы, в том числе, законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Совет Федерации и Государственная Дума контролируют осуществлении федерального бюджета. С этой цель, ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Государственная Дума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации.
С 31 августа 2011г. и в настоящее время председателем Совета Федерации является Матвиенко В.И. А полномочия председателя Государственной думы с 4 декабря 2011г. выполняет член фракции «Единая Россия» Нарышкин С.Е.
Основными задачами Счетной палаты являются:
-организация и осуществление
контроля за своевременным
-определение эффективности
и целесообразности расходов
государственных средств и
-финансовая экспертиза
проектов федеральных законов,
нормативных правовых актов
-регулярное предоставление
Совету Федерации и
Полномочия председателя Российской Федерации выполняет Степашин Сергей Вадимович.
Важное место в управлении
финансами занимает президент и
Правительство Российской Федерации.
В своем ежегодном бюджетном
послании Президент РФ определяет и
формулирует основные направления
и принципы финансовой и бюджетной
политики государства на среднесрочную
перспективу и очередной год.
Президент РФ подписывает и обнародует
федеральные законы, вносит в Государственную
Думу законопроекты по финансово-бюджетным
вопросам. Он издает указы и распоряжения,
затрагивающие организацию