Финансы бюджетных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:01, лекция

Описание работы

В системе организации финансов предприятий различных организационно правовых форм особое место занимают финансы некоммерческих организаций (около 20%). Порядок создания и функционирования некоммерческих организаций регулируется в соответствии с федеральным законом от 12.01.2006 года №7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Финансы некоммерческих организаций имеют как сходные черты с финансами коммерческих структур, так и отличные от них.

Файлы: 1 файл

Финансы бюджетных организаций Лекции.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

Финансы бюджетных организаций

Фёдорова  Ирина Юрьевна

 

 

18.01.12

 

Сущность и функции  финансов некоммерческих организаций

В системе организации финансов предприятий различных организационно правовых форм особое место занимают финансы некоммерческих организаций (около 20%). Порядок создания и функционирования некоммерческих организаций регулируется в соответствии с федеральным  законом от 12.01.2006 года №7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Финансы некоммерческих организаций имеют как сходные  черты с финансами коммерческих структур, так и отличные от них.

Общими чертами, характеризующими деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, и в том числе финансов государственного сектора экономики являются следующие:

    1. Получение финансовых ресурсов осуществляется путем обменных операций на рынке. Такими операциями могут быть: реализация товаров или услуг, приобретение материалов, оборудования, получение займов, найм трудовых ресурсов.
    2. Организации получают и реализуют продукцию и услуги, используя ограниченные ресурсы.
    3. Планирование и анализ эффективности затрат, привлечения займов и кредитов, анализ рисков, ведение учёта и другие направления реализуются и теми и другими субъектами.

 

В то же время цели, задачи, виды привлекаемых финансовых ресурсов и характер деятельности коммерческих структур и некоммерческих организаций различны. Отсюда вытекают различия в системе организации их финансов.

 

Критерии

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

  1. Цель деятельности

Получение прибыли

Выполнение функции

  1. Вид основной деятельности

Производство и реализация

Зависит от характера деятельности и  функции организации

  1. Взаимоотношения с поставщиками ресурсов

Поставщик ресурсов рассчитывает на оплату своих товаров, работ и услуг  в полном объёме по рыночным ценам  и на получение выгоды

Поставщик ресурсов не ожидает получения  экономической выгоды. Финансирование осуществляется на безвозвратной основе

  1. Цена реализации

Уровень цены реализации складывается на рынке

Реализация по ценам ниже рыночных  и часто бесплатно

  1. Способ получения финансовых ресурсов

Займы или прибыль

Безвозмездное поступление, поступления  на льготной основе

  1. Направления расходования финансовых ресурсов

На увеличение собственного капитала

На выполнение функций, закреплённых за некоммерческой организацией в уставе и осуществление других общественно  – значимых мероприятий

  1. Экономический интерес данной организации со стороны других организаций

Экономический интерес присутствует, так как коммерческая организация имеет уставный капитал, определённые доли которого могут продаваться, возвращаться, перераспределяться, участвовать в рыночных отношениях купли - продажи

Экономического интереса нет, так  как некоммерческие организации  не имеют уставного капитала, и  их деятельность не может приносить  выгоду их учредителям 

  1. Внешний контроль за деятельностью организации

Стандартная бухгалтерская и финансовая отчётность перед органами статистики, налоговыми и другими

Помимо стандартной отчётности предусмотрены  специальные формы контроля со стороны  учредителя, счётной палаты и других финансовых органов

  1. Применение показателей для оценки финансового состояния организации

Стандартные показатели, в основе которых  прибыль,  рентабельность, ликвидность  т т.д.

Часто невозможно использовать стандартный  набор показателей для оценки финансового состояния организации, так как расчет эффективности  не может быть основан только на данных финансовой отчётности, поскольку  необходимо учитывать качество выполнения социальных услуг. Поэтому разрабатываются  и апробируются в условиях реформ для каждой системы свои показатели


 

Для анализа финансового состояния  коммерческих структур характерно применение специальных коэффициентов, связанных  с расчетом прибыли, рентабельности, ликвидности и т.д. Применяя их для  некоммерческих организаций, нельзя получить реальной картины, отражающей эффективность  использования бюджетных средств, а в ряде случаев невозможно получить и данных для расчета.

В каждой отрасли разрабатываются  свои коэффициенты эффективности.

 

 

 

К некоммерческим организациям относятся:

    • Общественные и религиозные организации
    • Некоммерческие партнёрства
    • Потребительские кооперативы
    • Учреждения
    • Социальные благотворительные  и иные фонды
    • Ассоциации
    • Союзы

И организации в других формах, предусмотренных законодательством.

 

Некоммерческие организации могут  быть созданы в результате их учреждения или реорганизации существующей некоммерческой организации.

Учредительными  документами являются:

    • Устав
    • Учредительный договор
    • Решение собственника (для учреждений)

 

Некоммерческая организация может  иметь в собственности, в аренде или в оперативном управлении здание, оборудование, инвентарь, денежные средства, земельные участки.

Правовые отношения с государством определяет ГК РФ.

В зависимости от правовой формы  образования различные некоммерческие организации имеют свои специфические  черты. Например, в сфере организации  финансов в зависимости от источников формирования имущества они различаются  по направлениям:

    • По поступлению финансовых средств от учредителей, участников, сторонних организаций или физических лиц
    • По виду финансирования: целевое прямое бюджетное финансирование или получение субсидий
    • По видам получаемой выручки от реализации товаров, работ и услуг, по возможности получения дивидендов в результате деятельности, получения доходов по ценным бумагам и вкладам, по видам доходов, получаемых от использования собственности некоммерческой организации.

 

Полученные финансовые средства некоммерческими организациями  различаются по видам:

    • Традиционные – целевое финансирование на ведение уставной деятельности
    • Доходы от выполнения работ и оказания услуг

 

Органы гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции  могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку  в различных формах, в том числе:

    • Предоставлять льготы по уплате налогов и сборов с целью выполнения уставных задач некоммерческой организацией
    • Полностью или частично освобождать от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом
    • Размещать на конкурсной основе социальные заказы
    • Предоставлять льготы по уплате налогов физ. и юр. лицам, оказывающим некоммерческим организациям поддержку (при этом предоставление льгот не может носить индивидуального характера)
    • Осуществлять прямое финансирование из бюджета

 

Размеры и структуры доходов  некоммерческих организаций, сведения о размерах и составе их имущества, расходах, численности и составе  работающих, оплате труда и другие не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация может  создавать филиалы и открывать  представительства, которые не являются юр лицами  и действуют на сновании положений. Совокупный доход некоммерческих организации, сформированный из разных источников, используется на выплату зарплаты с учётом начислений, финансирование материальных и приравненных к ним затрат с учётом нормативов затрат, используется для пополнения фондов производственного и социального развития. В зависимости от метода ведения хозяйства некоммерческие организации осуществляют свою деятельность либо на базе сметного финансирования либо на условиях самоокупаемости. При сметном финансировании основным источником финансовых ресурсов является бюджет организации, который формируется в соответствии со сметой на текущий финансовый год. На принципах самоокупаемости и самофинансирования функционируют коммерческие организации, у которых не предусмотрено бюджетное финансирование, а затраты полностью возмещаются из выручки от оказания нематериальных услуг или реализации продукции, а так же из других источников. Подобным образом строится и система налогообложения.

Учёт в таких учреждениях  ведётся в соответствии с едином планом счетов для некоммерческих организаций, который в условиях реформы меняется по своему содержанию в соответствии с приказом Минфина РФ №162 от 06.12.2010 об утверждении плана счетов бюджетного учёта и инструкции по его применению, и приказов Минина №191Н от 28.12.2010 и №33Н от 25.03.2011.

 

 

25.01.12

 

Особенности организации  финансового обеспечения деятельности учреждений на современном этапе

Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано на федеральном уровне, субъектом РФ, муниципальным образованием либо гражданином РФ или юридическим лицом.

Отличительной особенностью учреждений является то, что через эти структуры  государство реализует ряд функций  и в первую очередь – социальную. Она состоит в том, что государство  берёт на себя обязанность поддерживать социальную справедливость и определённый минимум общественного благосостояния, выравнивать разницу в доходах населения, гарантировать прожиточный минимум, обеспечивать занятость населения. Реализация этих функций связана с увеличением государственных финансовых потребностей и расширением спроса в социальном секторе экономики.

С целью реализации этих функций  в некоммерческом секторе экономики  разрабатывается механизм реализации гос. гарантий, включающий систему социальных трансфертов, разработку и реализацию социальных программ развития на федеральном, региональном и местном уровнях, разработку системы нормативов. Финансовых затрат на оказание государственных  и муниципальных услуг.

В современных условиях проводимой бюджетной реформы организации  финансово – хозяйственной деятельности учреждений претерпевает ряд изменений. Из определения учреждения, установленного законодательством следует, что  эта организация полностью или  частично финансируется из бюджета, но при этом осуществляется финансирование именно основной её деятельности, то есть тех направлений, которые определены государством при её создании.

Различаются государственные и негосударственные учреждения.

 

Статус гос. учреждения получают организации со следующими признаками:

  1. В качестве учредителей могут выступать только органы гос. власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления
  2. В качестве цели создания учреждения могут быть определены направления исключительно некоммерческого характера
  3. Учреждение должно финансироваться из федерального, регионального или местного бюджета или из ГВФ
  4. Основой финансового планирования и финансирования учреждения является бюджетная смета для казённых учреждений, или государственное задание для бюджетных учреждений с расширенными правами или так же для автономных учреждений
  5. Источником формирования гос. учреждений являются средства бюджетов – бюджетные ассигнования

 

Особенностью финансирования в  социальной сфере является то, что  услуга, являясь нематериальной, предоставляется  конкретному потребителю и не может храниться и накапливаться. Этим объясняются особенности и  характер формирования и использования  финансовых ресурсов государственных  и муниципальных учреждений. Этим объясняется постоянный режим работы учреждений, а следовательно и постоянное финансирование.

 

Частные учреждения – организации, созданные собственником (гражданином или юр. лицом) для осуществления функций некоммерческого характера.

На данный момент сектор негосударственных  учреждений невелик и социальная услуга оказывается государственными учреждениями.

 

Учреждения в зависимости  от выполняемых функций:

    • Системы государственного управления
    • Местного самоуправления
    • Социальной сферы
    • Правоохранительная деятельность

 

В зависимости от источников финансирования:

    • Федеральные
    • Региональные
    • Местные
    • ГВФ
    • Частные

 

По источникам формирования средств:

    • Учреждения, оказывающие платные услуги, то есть имеющие дополнительный источник финансирования
    • Имеющие только бюджетное финансирование
    • Имеющие негосударственные источники финансирования

 

Финансовый механизм учреждений представляет собой форму организации отношений  в области финансов, а так же совокупность инструментов для их реализации. Основу финансового механизма составляет система планирования, формы, методы и условия финансирования. Целью  функционирования финансового механизма  является обеспечение условий работы конкретного учреждения или его  подразделений. Финансовый механизм учреждений имеет свои особенности, которые  связаны с тем, что учреждения оказывают услуги физическим и юридическим  лицам на безвозвратной и безвозмездной  основе за счёт бюджетов всех уровней, а так же за счёт ГВФ.

К основным принципам организации финансов учреждений относятся:

Информация о работе Финансы бюджетных организаций