Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить механизм формирования и исполнения федерального бюджета РФ. Данная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, функции и роль федерального бюджета.
2. Определить особенности формирования федерального бюджета.
3. Рассмотреть принципы исполнения федерального бюджета.
4. Ознакомиться с параметрами федерального бюджета РФ на 2012 год.
5. Ознакомиться с итогами исполнения федерального бюджета РФ 2012 года.
6. Рассмотреть совершенствование бюджетного процесса в РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретико-методологические аспекты понятия федерального бюджета……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, функции и роль федерального бюджета…………………6
1.2 Особенности формирования федерального бюджета………………8
1.3 Принципы исполнения федерального бюджета……………………14
2 Параметры и итоги исполнения федерального бюджета РФ 2012 года………………………………………………………………………………18
2.1 Параметры федерального бюджета РФ на 2012 год………………18
2.2 Итоги исполнения федерального бюджета РФ за первое полугодие 2012 года………………………………………………………………………….20
3 Перспективы развития бюджетной системы РФ……...………………24
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованных источников информации…………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологические
аспекты понятия федерального бюджета……………………………………………………………
1.1 Сущность, функции и
роль федерального бюджета……………
1.2 Особенности формирования федерального бюджета………………8
1.3 Принципы исполнения федерального бюджета……………………14
2 Параметры и итоги исполнения
федерального бюджета РФ 2012 года……………………………………………………………………
2.1 Параметры федерального бюджета РФ на 2012 год………………18
2.2 Итоги исполнения федерального
бюджета РФ за первое полугодие 2012 года……………………………………………………………………
3 Перспективы развития бюджетной системы РФ……...………………24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации…………………….32
Введение
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Актуальность данной работы заключается в том, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить механизм формирования и исполнения федерального бюджета РФ.
Данная цель раскрывается через следующие задачи:
Объектом исследования являются формирование и исполнение федерального бюджета РФ.
Предметом являются теоретико-методологические понятия, параметры и итоги исполнения федерального бюджета РФ и совершенствование бюджетного процесса.
Исследование проблем формирования и исполнения федерального бюджета требует усилий ученых различных специальностей. Анализ источников информации свидетельствует о том, что данная проблема вызывает значительный интерес у ученых. Уделяется повышенное внимание вопросам, связанным с федеральным бюджетом. Это обусловило появление большого числа научных трудов, а также публикаций по данной тематике. Свой вклад в изучение данной проблемы внесли: Акперов И.Г., Андрюшин С. А., Бабич А. М., Богов Х.М., Врублевская О.В, Дадашев А. З., Павлова Л.Н., Федосов В. А. и др.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников информации.
Во введении обоснована актуальность темы, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования и делается обзор авторов по теме.
В первой главе рассматриваются сущность, функции, роль, особенности формирования и принципы исполнения федерального бюджета РФ.
Во второй главе рассматриваются параметры и итоги исполнения федерального бюджета РФ.
В третьей главе рассматривается совершенствование бюджетного процесса в РФ.
В заключении изложены основные выводы по исследованию.
1 Теоретико-методологические понятия федерального бюджета
1.1 Сущность, функции и роль федерального бюджета
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является бюджет органов государственной власти и местного самоуправления. Через него осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
В статье 16 БК РФ дается следующее определение федерального бюджета - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации [2].
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона [7, 133].
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральный налоги и сборы и т.д. [1].
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.
Средства федерального бюджета
– главный источник финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства,
освоения новых территориально-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.
Бюджет выполняет ряд функций:
Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета [20, 174].
Итак, в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является бюджет органов государственной власти и местного самоуправления. Федерального бюджета – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в сфере производства и т. д. Бюджет выполняет ряд функций, среди основных – аккумулирующая, перераспределительная, контрольная, регулирующая.
1.2 Особенности формирования федерального бюджета
Бюджетное планирование – это процесс разработки бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией на основе прогноза социально-экономического развития, исходя из финансовой политики государства, действующей системы налогов и сборов [7, 411-412].
Правительство РФ определяет порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета.
Минэкономразвития РФ разрабатывает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточняет параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития, использованные в расчетах перспективного финансового плана.
Минфин РФ разрабатывает проекты основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год [7, 415-416].
Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза сводного финансового баланса по территории РФ.
На первом этапе формирования федерального бюджета осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
На основании выбранного плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год Минфин РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении или сохранении минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Минфин РФ в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов:
На втором этапе формирования федерального бюджета производится распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия таких нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу [7, 418-419].
Информация о работе Формирование и исполнение федерального бюджета РФ