Формирование и использование местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета. Целью работы является рассмотрение основных проблем при формировании местных бюджетов.
Задачи работы:
рассмотреть понятие и функции местных бюджетов;
изучить особенности формирования и использования местных бюджетов;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 40.82 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые  охватывают экономические отношения  посредствам чего местные органы управления мобилизируют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме.

Местный бюджет – форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся  бюджеты муниципальных образований.

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль над их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В доходы местных бюджетов зачисляются  местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов  и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам  местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества  в аренду, от местных займов и  лотерей, часть прибыли муниципальных  предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи  и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов  местного самоуправления, а также  другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

В доходной и расходной частях местных  бюджетов раздельно предусматривается  финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных  федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные  местные бюджеты путем закрепления  доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы  местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности.

Актуальность темы заключается  в необходимости решения проблем  формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.

Объектом исследования является  местный бюджет городского поселения города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Предметом  исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета.

Целью работы является рассмотрение основных проблем при формировании местных бюджетов.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие и функции местных бюджетов;
  • изучить особенности формирования и использования местных бюджетов;

 

 

 

 

 

1. Формирование и использование местных бюджетов

1.1. Понятие и функции местных бюджетов

 

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением которого осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным  образованиям минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы  местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных  местных бюджетов формируется путем  закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным  законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки  местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

 

1.2 Экономическая сущность  доходной части местных бюджетов

 

Возможный состав собственных  источников доходов местного бюджета  определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных  бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней  власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток  средств по бюджету за прошлый  финансовый год.

Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации  местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

  • предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации;
  • предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

Муниципальное образование  – получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности не имеет  права:

  • ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации;
  • предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;
  • предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

К регулирующим доходам относятся  федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы  отчислений в местные бюджеты  по разным видам таких доходов. Нормативы  отчислений определяются законом о  бюджете бюджетной системы Российской Федерации.

Размер предоставленных  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах местного бюджета.

К собственным доходам  относятся местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе, доходы от использования  и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления и  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а  также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным  образованиям, доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей и т.п. В местный бюджет также поступают  ассигнования на финансирование отдельных  делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов  субъектов Российской Федерации, а  также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, устанавливаемые  в соответствии с федеральным  законодательством и др.

С позиции муниципального управления целесообразно также  использовать классификацию доходов  на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых  в пользу муниципального образования, значительной части поступлений  от услуг муниципальных служб, арендной платы от использования имущества, рентных платежей за пользование  недрами и природными ресурсами  и др. К непостоянным средствам  муниципального образования относятся  заемные средства, полученные местными сообществами для финансирования инвестиционных расходов.

В бюджете средства местных  сообществ классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть  местного бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Собственно инвестиционные поступления местных бюджетов представляют собой доходы, предназначенные для  финансирования капитальных вложений. Они включаются в доходы инвестиционной части местного бюджета. Инвестиционные поступления разделяются на три  категории средств: отчисления с  доходов функциональной части местного бюджета, займы и государственные  субвенции.

Представительные органы местного самоуправления могут вводить  местные налоги и сборы, устанавливать  размеры ставок по ним и предоставляют  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством  Российской Федерации.

В случае необходимости, население  муниципального образования может  непосредственно принимать решения  о разовых добровольных сборах средств  граждан в соответствии с уставом  муниципального образования. Собранные  средства могут использоваться исключительно  по целевому назначению. Органы местного самоуправления обязаны информировать  население муниципального образования  об использовании собранных средств.

Несмотря на большое число  местных доходов, их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. Можно  выделить следующие основные принципы их использования:

  • по мере возможности, для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат;
  • для капитальных затрат целесообразно использовать, субсидии, займы, налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Данные принципы финансирования капитальных и текущих затрат проистекают из оценочного суждения, что граждане, проживающие на территории данной административной единицы, должны покрывать затраты лишь на те функции  местных органов власти, которые  им необходимы, и не должны возмещать  их в том случае, если эти функции  им не нужны.

Затраты местных органов  власти обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение  всего года, в то же время поток  поступлений в местный бюджет может быть менее регулярен и  зависит от множества факторов. В  целом в течение года следует  или уравновешивать свои активы и  пассивы на текущих счетах, или  иметь небольшое положительное  сальдо для того, чтобы покрывать  капитальные затраты. Поэтому краткосрочные  займы, практикуемые местными органами власти для компенсации нерегулярного  поступления платежей, вполне оправданы.

Информация о работе Формирование и использование местного бюджета