Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:46, контрольная работа
Сложившийся в этот период механизм межбюджетных отношений значительно лучше соответствовал общепризнанным принципам бюджетного федерализма. Если раньше межбюджетные отношения строились преимущественно на негласном торге за бюджетные ресурсы, результаты которого в основном зависели от политического влияния региональных лидеров, то начиная с 1994 г. для их регулирования стали использоваться хотя и несовершенные, но все же более рациональные финансово-экономические критерии и методы. Межбюджетные пропорции были стабилизированы, началась адаптация бюджетной системы к качественно новым принципам регулирования. Кроме того, в какой-то мере стал выравниваться бюджетный статус «особых республик».
1. Оценка этапов развития межбюджетных отношений 2
2. Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 7
3. Перспективы развития межбюджетных отношений 16
Практическая часть 25
Список литературы 31
Задание к практической части: Проанализируйте распределение доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы на примере бюджетов РФ, ХМАО и города Сургута. Используя данные законов (решений) о бюджете на текущий год, заполните таблицы 1 и 2. Сделайте выводы о пропорциях распределения доходов и расходов, обозначьте проблемы межбюджетного распределения средств, в текущем году.
Произведя анализ расходной и доходной части бюджета на примере ряда таблиц, составим соответствующие выводы.
Таблица 1
Распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы
№ п/п |
Код |
Наименование статьи |
Бюджет ХМАО сумма тыс. руб (%) |
Бюджет г.Сургута сумма | ||
1 00 00000 00 0000 000 |
Налоговые и неналоговые доходы |
150553 |
97,1% |
10 986 609,3 |
59,1% | |
2. |
1 05 00000 00 0000 000 |
Налоги на совокупный доход |
28377,1 |
18,3% |
1 231 409,5 |
6,6% |
3. |
1 06 00000 00 0000 000 |
Налоги на имущество |
36042,1 |
23,2% |
920 058,8 |
5,0% |
4. |
1 08 00000 00 0000 000 |
Государственная пошлина |
|
|
51 381,3 |
0,3% |
5. |
1 11 00000 00 0000 000 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1211,5 |
0,8% |
1 095 688,1 |
5,9% |
6. |
1 12 00000 00 0000 000 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
919,9 |
0 ,6% |
13 632,0 |
0,07% |
7. |
1 13 00000 00 0000 000 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
|
67 740,8 |
0,36% | |
8. |
1 14 00000 00 0000 000 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
204 904,6 |
1,1% | ||
9. |
1 16 00000 00 0000 000 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
272,2 |
0,18% |
84 089,6 |
0,5% |
10. |
1 17 00000 00 0000 000 |
Прочие неналоговые доходы |
628,6 |
0,4% |
10 0000 |
0,1% |
2 00 00000 00 0000 000 |
безвозмездные поступления |
3031,3 |
2,0% |
7 594 688 |
40,9% | |
12. |
2 07 00000 00 0000 180 |
Прочие безвозмездные |
8 172,6 |
0,04% | ||
13. |
2 19 00000 00 0000 000 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-22 645,2 |
-0,1% | ||
ИТОГО |
155038,2 |
100% |
18 581 297,3 |
100% |
Отсюда следует вывод, что бюджет Сургута более половины (59,12 %) налоговых поступлений состоит из налоговых и неналоговых поступлений, а бюджет ХМАО - составляет 98 % и 2 % приходиться на безвозмездные поступления.
В налоговой системе России доминирующую роль играют именно косвенные налоги на товары и услуги (НДС), прямые же налоги концентрируются преимущественно на региональном уровне.
В региональных бюджетах остается налог на прибыль предприятий:
- 50 % подоходного налога с физических лиц;
- 18% налог на совокупный доход; практически весь налог на имущество предприятий (23 %).
Так же в региональные и местные бюджеты поступают отчисления от местных и региональных налогов.
В ХМАО доходы местных бюджетов за первое полугодие 2013 года выросли на 17,7 %, что составило 21,4 млрд.рублей (по сравнению с показателем первого полугодия 2012 года).
Темпы роста поступлений в доходы окружного бюджета обеспечены по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и составляет 119,9 %, а по налогам, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) приходиться 118,2 %.
Основные характеристики бюджета автономного округа на ближайшие три года, заложены принципы построения сбалансированного бюджета, когда принятые расходные обязательства имеют гарантию для полного их исполнения за счет поступивших в бюджет доходов, т.е. сформированы с «нулевым дефицитом» и составили, соответственно, по доходам и расходам:
на 2013 год в сумме 152 459,9 млн. рублей,
на 2014 год в сумме 157 648,5 млн. рублей,
на 2015 год в сумме 165 296,9 млн. рублей.
В таблице 2 сравним расходную часть бюджетов ХМАО и Сургута.
Таблица 2
Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы
Код бюджетной классификации |
Наименование статьи |
Бюджет ХМАО (%) |
Бюджет г.Сургута (%) |
0100 |
Общегосударственные вопросы |
3,3 |
10,7 |
0200 |
Национальная оборона |
0,03 |
- |
0300 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,4 |
1,3 |
0400 |
Национальная экономика |
9,2 |
12,7 |
0500 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
6,2 |
13,6 |
0600 |
Охрана окружающей среды |
0,7 |
1,0 |
0700 |
Образование |
24,5 |
42,9 |
0800 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
1,1 |
3,3 |
0900 |
Здравоохранение и спорт |
25,9 |
6,8 |
1000 |
Социальная политика |
17,4 |
4,7 |
1400 |
Межбюджетные трансферты |
6,5 |
- |
Итого расходов |
100% |
100% |
Сравнивая данные таблицы 2 видно, что распределение бюджетных средств не равномерное, на общегосударственные вопросы из бюджета ХМАО выделяется 3,3 %, а из бюджета Сургута – 10,7 %,
- для нужд национальной экономики выделяется:
- из бюджета ХМАО выделяется 9,2%, а из бюджета Сургута – 12,7 %,
- для жилищно-коммунального хозяйства из бюджета ХМАО выделяется 6,2 %, а из бюджета Сургута в 2 раза больше 13,6 %.
Наибольший удельный вес в составе расходов составляют расходы на образование 43 % из бюджета Сургута и около 25 % из бюджета ХМАО. Около 26 % выделяется из бюджета ХМАО на нужды здравоохранения и спорта, но при этом из бюджета Сургута, всего 5 %.
Более подробно проанализируем бюджет ХМАО 2013-2015гг.
Бюджет округа на 2013-2015 годы принят бездефицитным. В 2013 году его доходы составят 152,459 млрд рублей; в 2014 - 157,648 млрд; в 2015 - 165,296 млрд рублей. Объем резервного фонда округа на три года составит 13 млрд рублей.
Соответственно уменьшилась
В общей сумме «замещенная» дотация составила более 60% от рассчитанной. Обращу внимание, что она в 2,6 раза превышает уровень 2012 года.
Доходы бюджета на 2013 год спрогнозированы на 3 763,8 млн. рублей меньше по отношению к уточненному плану на 2012 год.
На 2014 год по отношению к доходам на 2013 год рост составит 5 188,6 млн. рублей и на 2015 год по отношению к 2014 году доходы спланированы с увеличением на 7 648,4 млн. рублей.
Налоговые доходы на 2013 год их сумма меньше, чем план на 2012 год. Это связано с налогами на доходы физических лиц. Кроме того, в 2013 году отмечено снижение налога на прибыль организаций вследствие сокращения объема добычи нефти и снижения цены на нефть, показатели которых учитываются при его расчете. Более 50,0% налоговых доходов будет обеспечено поступлениями по налогу на прибыль организаций. Прогнозируемая сумма на 2013 год по данному налогу составила 78,1 млрд. рублей, на 2014 год – 80,0 млрд. рублей, на 2015 год – 83,2 млрд. рублей. Налог на имущество организаций, определен в следующих объемах: на 2013 год – 36,0 млрд. рублей, на 2014 год – 38,0 млрд. рублей, на 2015 год – 40,2 млрд. рублей. Налог на доходы физических лиц на 2013 год составил 28,4 млрд. рублей, на 2014 год – 29,9 млрд. рублей, на 2015 год – 32,2 млрд. рублей.
Неналоговые доходы в бюджете автономного округа на 2013 год сложились в сумме 3 030,0 млн. рублей, на 2014 год – 2 307,4 млн. рублей, на 2015 год – 2 108,6 млн. рублей. Расчеты произведены главными администраторами доходов бюджета автономного округа в соответствии с разработанными и утвержденными методиками планирования администрируемых ими доходов.
Безвозмездные поступления запланированы в бюджете автономного округа на 2013 год в сумме 1 907,9 млн. рублей, на 2014 год – 2 437,1 млн. рублей, на 2015 год – 2 485,4 млн. рублей. В доходы бюджета автономного округа поступят субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
В расходах
бюджета автономного округа уже
принятые расходные обязательства
занимают более 90% в общем объеме
расходов, или более 140 млрд.рублей,
принимаемые расходные
Крупнейшей статьей расходов на все три года станет здравоохранение - на его нужды в 2013 году будет выделено 39,4 млрд рублей (25,9% от общей суммы расходов на год), в 2014 - 42,8 млрд рублей (27%), в 2015 - 45,2 млрд рублей (27,4%).
В сферу образования в 2013 году будет направлено 37,2 млрд рублей. В 2014 году расходы на отрасль составят 38,4 млрд рублей, в 2015 - 40,4 млрд рублей. При этом данные суммы составляют около 24,5% от общих годовых расходов. В эти расходы входит как оплата труда работников сферы, так и строительство новых школ и детских садов.
Третью позицию в списке занимает социальная сфера, на которую в 2013 году будет направлено 26,5 млрд рублей. В 2014 и 2015 годах на данное направление будет выделено 27,7 и 29,4 млрд рублей соответственно.
В целом по данным анализа видно, что одним из приоритетных направлений бюджетной политики является индексация фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений округа. В частности, в 2013 году бюджетников ждет рост зарплаты на 5,5%, в 2014 - на 5%, в 2015 - также на 5%. На эти цели в бюджете заложено порядка 11 млрд рублей.