Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой ча-стью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обу-словлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах.
Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ сбалансированности бюджета России и прогнозные тенденции его развития
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального
бюджета 17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году
30
Заключение 34
Список использованных источников 36
После
серьезного снижения ВВП России в 2009
г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП
на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне
3-4% в год. Доходы федерального бюджета
в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят
в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1%
к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к
ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно
(рисунок 4).
Рисунок
4 - Динамика доходов и расходов федерального
бюджета, % ВВП
Что
касается расходов, их рост в 2009-2010 годах,
прежде всего, был связан с реализацией
антикризисных мер. В настоящее
время российская экономика реагирует
позитивно на начавшееся в глобальной
экономике восстановление. Динамика основных
параметров бюджетной системы Российской
Федерации на 2011 год и плановый период
2012 и 2013 годов характеризуется некоторой
стабилизацией, после существенного снижения
в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП,
снижением общего объема расходов с 38,7%
до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП
(таблица 5):
Таблица 5 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
млрд. рублей
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Доходы, всего | 13 552,5 | 14 994,1 | 17 392,8 | 18 756,9 | 20 271,6 |
%% к ВВП | 34,7 | 33,4 | 35,0 | 34,0 | 32,8 |
Федеральный бюджет | 7 337,8 | 7 783,8 | 8 617,8 | 9 131,7 | 9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 789,2 | 5 251,1 | 5 884,7 | 6 440,3 | 7 049,3 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 656,4 | 2 409,3 | 3 416,1 | 3 740,2 | 4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 5 923,6 | 5 832,0 | 6 157,7 | 6 428,6 | 6 963,0 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 437,5 | 4 665,1 | 4 965,2 | 5 438,9 | 6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 120,8 | 135,9 | 393,7 | 446,1 | 149,0 |
Расходы, всего | 16 330,6 | 17 575,7 | 19 217,9 | 20 441,2 | 21 762,3 |
%% к ВВП | 41,8 | 39,1 | 38,7 | 37,0 | 35,2 |
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 212,4 | 10 385,1 | 10 844,6 | 11 749,1 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 386,7 | 6 290,3 | 6 759,8 | 7 198,2 | 7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 587,2 | 5 000,7 | 5 579,8 | 6 090,5 | 6 652,5 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 478,6 | 4 897,5 | 5 476,1 | 5 985,8 | 6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 252,9 | 6 166,3 | 6 502,6 | 6 725,4 | 7 070,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 986,2 | 5 885,1 | 6 192,3 | 6 407,0 | 6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 778,1 | -2 581,6 | -1 825,1 | -1 684,3 | -1 490,7 |
%% к ВВП | -7,1 | -5,7 | -3,7 | -3,0 | -2,4 |
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Доля
доходов консолидированных
Доля
доходов консолидированных
В
качестве вывода можно отметить, с 2010
по 2013 годы доходы консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы
– с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП,
в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие
три года дефицит последовательно снизится
до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013
году. Объем долговых обязательств бюджетов
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований с учетом погашения и привлечения
бюджетных кредитов и кредитов коммерческих
организаций оценивается по состоянию
на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей,
на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей,
на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,
на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.
Заключение
На
основании проведенных
-
бюджетная политика
-
в случае возникновения
-
различают два типа бюджетно-
- в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей;
-
в 2010-2012 гг. федеральный бюджет
будет дефицитным, хотя размер
дефицита будет постепенно
-
с учетом исследования
Список использованных
источников