Формы сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой ча-стью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обу-словлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ сбалансированности бюджета России и прогнозные тенденции его развития
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального
бюджета 17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году
30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Формы сбалансир бюдж ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

      После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 4). 

Рисунок 4 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП 

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией  антикризисных мер. В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 5): 

      Таблица 5 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

      млрд. рублей

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего 13 552,5 14 994,1 17 392,8 18 756,9 20 271,6
%% к  ВВП 34,7 33,4 35,0 34,0 32,8
Федеральный бюджет 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 789,2 5 251,1 5 884,7 6 440,3 7 049,3
- в  том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов 1 656,4 2 409,3 3 416,1 3 740,2 4 114,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 923,6 5 832,0 6 157,7 6 428,6 6 963,0
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 4 437,5 4 665,1 4 965,2 5 438,9 6 024,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
- в  том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов 120,8 135,9 393,7 446,1 149,0
Расходы, всего 16 330,6 17 575,7 19 217,9 20 441,2 21 762,3
%% к  ВВП 41,8 39,1 38,7 37,0 35,2
Федеральный бюджет 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 6 386,7 6 290,3 6 759,8 7 198,2 7 913,0
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 587,2 5 000,7 5 579,8 6 090,5 6 652,5
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 3 478,6 4 897,5 5 476,1 5 985,8 6 281,5
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 252,9 6 166,3 6 502,6 6 725,4 7 070,8
- в  том числе расходы без учета  межбюджетных трансфертов 5 986,2 5 885,1 6 192,3 6 407,0 6 652,4
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 479,1 502,8 789,7 850,2 915,4
Дефицит (-)/профицит (+), всего -2 778,1 -2 581,6 -1 825,1 -1 684,3 -1 490,7
%% к  ВВП -7,1 -5,7 -3,7 -3,0 -2,4

      Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием. Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

      Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

      Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.

      В качестве вывода можно отметить, с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году. Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей. 
 
 
 
 

        Заключение 
 

      На  основании проведенных исследований и с учетом поставленных задач можно сделать ряд выводов:

      - бюджетная политика государства  регулирует финансовые потоки  между секторами национальной  экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и  обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность;

      - в случае возникновения профицита  бюджета, принимаются меры по  его сокращению путем: сокращения  привлечения доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности; для федерального  бюджета – путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.

      - различают два типа бюджетно-налоговой  политики, в которой формируется  тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита;

      - в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей;

      - в 2010-2012 гг. федеральный бюджет  будет дефицитным, хотя размер  дефицита будет постепенно снижаться  – с 7,5 процента ВВП страны  в 2010 г. до 3 процентов ВВП в  2012 г. в целях сокращения дефицита  бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

      - с учетом исследования политики  снижения дефицита бюджета в  США в России можно предложить  следующее: осуществлять строгий  контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит. 
 
 
 

    Список использованных источников 
     

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС Консультант Плюс
    2. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А.М. Бабич. – М.: Финансы, 2009. – 687 с.
    3. Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов/ А.В. Бликанов// Финансы и кредит. – 2008. – №5. – С. 15-17.
    4. Быля, А.Б. Роль стабилизационных фондов в финансовой системе страны/ А.Б. Быля// Финансовое право. – 2010. – № 7. – С. 10-14.
    5. Бюджет-2010: работы еще много, но дефицит зафиксирован // news.mail.ru
    6. Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом// Финансы. – 2010. – №4. – С. 3-7.
    7. Васильев, С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности/ С.В. Васильев// Финансовое право. – 2009. – №9. – С. 16-19.
    8. Гарагозов, Д. Инструментарий в условиях бюджетного дефицита / Д. Гарагозов// Автомобильные дороги. – 2010. – №3. – С. 25-28.
    9. Гетман-Павлова, И.В. Управление Стабилизационным фондом РФ: проблемы правового регулирования/ И.В. Гетман-Павлова// Банковское право. – 2009. – №4. – С. 12-18.
    10. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие/ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 303 с.
    11. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ под ред. И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2009. – 680 с.
    12. Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния/ М.В. Данилина/// Финансы и кредит. – 2010. – №10. – С. 37-53.
    13. Дефицит бюджета-2009 может превысить ожидания// www.vesti.ru
    14. Дефицит бюджета «по Кудрину»// Вопросы социального обеспечения. – 2010. – №5. – С. 21.
    15. Заявления по важнейшим вопросам: о бюджетной политике в 2010-2012 годах / Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. – 2009. – N№11. – С. 3-4.
    16. Кудрин: Дефицит бюджета в 2010 году составит до 5% ВВП// www.rosbalt.ru
    17. Любимцев, Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики/ Ю. Любимцев// Экономист. – 2007. – №7. – С. 55-62.
    18. Минфин РФ: Дефицит бюджета 2009 года составит 7,4%// www.regnum.ru
    19. Морозова, Е.А. Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений Российской Федерации / Е.А. Морозова// Экономические науки. – 2007. – №10. – С. 45-48.
    20. Обама: нужна комиссия для оценки вариантов снижения дефицита бюджета// www.gazeta.ru
    21. Правительство одобрило бюджет-2010// www.lenta.ru
    22. Скворцов, С. Дефицит бюджетного оптимизма / С. Скворцов// БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2009. – №3. – С. 9.
    23. Суммарный дефицит бюджета США за 2010-2019 годы может составить 9 трлн долларов// www.banki.ru
    24. Фадеев, Ю. Стабфонд без будущего / Ю. Фадеев // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2010. – №2. – С. 90-93.
    25. Финансы: учебник/ под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
    26. Финансы: учебник/ под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 2007. – 504 с.
    27. Финансы: учебник/ под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 432 с.
    28. Финансы: учеб. пособие/ Под ред. В.П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 724 с.
    29. Финансы: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 724 с.
    30. Финансы: учебник/ под ред. С.И. Лушина. – М.: Российская экономическая академия, 2009. – 615 с.
    31. www.minfin.ru

Информация о работе Формы сбалансированности бюджета