Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой ча-стью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обу-словлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах.
Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ сбалансированности бюджета России и прогнозные тенденции его развития
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального
бюджета 17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году
30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Таблица 1 - Расходы консолидированного бюджета в 2003-2010 годах (без учета трансфертов внебюджетным фондам), % ВВП
Показатель | Годы | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
РАСХОДЫ ВСЕГО | 26,1 | 26,6 | 27,9 | 26,7 | 24,5 | 24,0 | 23,8 | 26,8 |
Процентные | 3,8 | 2,7 | 2,3 | 1,8 | 1,4 | 1,1 | 0,8 | 0,5 |
Непроцентные | 22,3 | 23,9 | 25,7 | 24,8 | 23,1 | 22,9 | 23,1 | 26,3 |
Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов) | 1,7 | 2,0 | 2,3 | 2,3 | 2,1 | 2,4 | 2,3 | 3,0 |
Национальная оборона | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,7 | 2,5 | 2,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | 2,4 | 2,7 | 2,7 | 2,6 |
Национальная экономика | 5,6 | 6,7 | 6,5 | 6,0 | 5,2 | 3,5 | 3,5 | 4,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 3,0 | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 1,8 | 2,2 | 2,4 | 3,3 |
Охрана окружающей среды | 0,14 | 0,06 | 0,07 | 0,07 | 0,05 | 0,10 | 0,09 | 0,08 |
Образование | 3,2 | 3,3 | 4,0 | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 4,0 |
Культура, кинематография и СМИ | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Здравоохранение и спорт | 2,2 | 2,2 | 2,5 | 2,4 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,9 |
Социальная политика | 1,4 | 2,0 | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 2,4 |
Сравнение
данных по странам ОЭСР и России
(за 2009 год) показывает, что уровень
государственных инвестиций в нашей
стране можно назвать сравнительно
высоким, тогда как социальные расходы
- на образование и здравоохранение в России
ниже среднего уровня. Расходы консолидированного
бюджета находились на уровне 23,8-27,9% ВВП.
В 2010 году они увеличились на 3 п.п. ВВП
по сравнению с прошлым годом и составили
26,8%ВВП. Процентные расходы снизились
более, чем в 7 раз и составили 0,5% ВВП в
2009 году. Значительные изменения произошли
в социальной сфере: увеличились расходы
на образование с 3,2%ВВП в 2003 году и 4,0%ВВП
в 2010 году, на здравоохранение и спорт
– с 2,2%ВВП до 2,9%ВВП, на социальную политику
– с 1,4%ВВП до 2,4%ВВП. Также увеличились
расходы по статье «Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность» –
на 0,7п.п. ВВП до 2,6% и «Общегосударственные
вопросы» – на 1,3 п.п. ВВП до 3,0%. Расходы
на ЖКХ после достижения минимума в 2006
году (1,8% ВВП) возрастали в дальнейшем
и составили 3,0% в ВВП в 2010 году (таблица
2) [12, с.22].
Таблица 2 - Расходы федерального бюджета (с учетом трансфертов внебюджетным фондам), % ВВП
Показатель | Годы | ||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2003-2010 (ср. знач.) | |
Всего расходов | 19,3 | 18,4 | 19,0 | 17,8 | 15,8 | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 17,3 |
Общегосударственные вопросы | 4,5 | 3,7 | 3,5 | 3,0 | 2,4 | 2,3 | 2,0 | 2,5 | 2,8 |
Национальная оборона | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 1,9 | 2,1 | 2,0 | 2,0 | 1,9 |
Национальная экономика | 1,4 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 2,1 | 1,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,3 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,2 | 0,9 | 0,2 |
Охрана окружающей среды | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Образование | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Здравоохранение и спорт | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,5 |
Социальная политика | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,9 |
Межбюджетные трансферты | 7 | 6,6 | 6,5 | 6,0 | 5,3 | 5,8 | 5,6 | 5,8 | 5,9 |
Средний
уровень расходов федерального бюджета
в 2003-2010 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1%
в 2009 году. Основными статьями расходов
в этот период были «Межбюджетные
трансферты» (5,4% ВВП), «Общегосударственные
вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона»
(2,7% ВВП). В среднем на эти направления
ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств
федерального бюджета соответственно.
Среднегодовой номинальный прирост совокупных
расходов федерального бюджета за 2003-2009
гг. составил 22,9%, средний реальный прирост
– 9,1%, в то время как реальный рост ВВП
за этот период составил 7 процентов.
В федеральном законе «О федеральном бюджете
на 2010 год» на текущий год утвержден объем
расходов федерального бюджета по программам
и непрограммной части федеральной адресной
инвестиционной программы (ФАИП) в сумме
890 млрд.руб или 2,5%ВВП, в т.ч. по федеральным
целевым программам на сумму 698 млрд.рублей.
Наибольший удельный вес занимает направление
«транспорт» - 29,4% (0,74%ВВП). Социально-значимые
программы: здравоохранение - 3,8% (0,09%ВВП),
образование - 2,8% (0,07%ВВП), культура - 2,0%
(0,05%ВВП) (таблица 3) [8, с.34].
Таблица 3 - ФЦП и непрограммная часть ФАИП в 2010 году
Направление | ФЦП
2010 год |
«непрог-раммная»
часть ФАИП
2009 г. |
Всего
в 2010г. |
Удельный вес | % к ВВП
(35000 млрд.руб) |
Транспорт | 253398 | 8554.8 | 261952,8 | 29,4 | 0,74 |
Жилище | 62623 | 37616.7 | 100239,7 | 11,3 | 0,28 |
Оборона | 37217.3 | 27553,0 | 64770,3 | 7,3 | 0,18 |
Развитие регионов | 95196.7 | 29466,0 | 124662,7 | 14,0 | |
Космос | 33028.1 | 33028,1 | 3,7 | 0,09 | |
Уничтожение запасов химического оружия | 28231.5 | 28231,5 | 3,2 | 0,08 | |
Инновация, наука | 37686.2 | 2129,0 | 39815,2 | 4,5 | 0,11 |
Развитие атомного ЭПК | 51114 | 51114 | 5,7 | 0,14 | |
Развитие институтов | 22294.9 | 31845,5 | 54140,4 | 6,1 | 0,15 |
Гражданская
авиационная
техника |
12537 | 12537 | 1,4 | 0,03 | |
Культура | 14694.2 | 3082,1 | 17776,3 | 2,0 | 0,05 |
Образование | 12476.6 | 12609,9 | 25086,5 | 2,8 | 0,07 |
Сельское хозяйство | 11350 | 936,6 | 12286,6 | 1,4 | 0,03 |
Здравоохранение | 9452 | 24249,9 | 33701,9 | 3,8 | 0,09 |
Прочие | 16995.1 | 13434,2 | 30429,3 | 3,4 | 0,08 |
Итого | 698294 | 191478 | 889772 | 100 | 2,54 |
В 2010 году из федерального бюджета финансируется 47 ФЦП. В приведенной ниже таблице они распределены по основным направлениям. Наибольший удельный вес по объему финансирования в 2009 году приходится на транспорт (36,3%), развитие регионов (13,6%), жилище (9,0%), развитие атомного ЭПК (7,3%), инновации (5,5%), оборону (5,3%), космос (4,7%). В 2004-2009 годах значительно возросло финансирование ФЦП, связанных с обороной – за этот период в среднегодовом отношении расходы возрастали в реальном выражении почти на 50% ежегодно, а их удельный вес в структуре расходов на все ФЦП увеличился с 1,6% в 2004 году до 5,3% в 2009 году. Расходы на инновации и науку в реальном выражении возросли за 2004-2009 годы в 4,8 раза., а их доля в структуре расходов на ФЦП возросла на 1,8 п.п. до 5,5%. По удельному весу в общих ФЦП в 2009 году по сравнению с 2004 годом расходы по транспорту снизились с 39% до 36,3%, по здравоохранению с 5,1% до 1,4%, по образованию с 2,8 до 1,8%, по культуре – с 4,5% до 2,1%, по направлению «жилище» - с 13,7% до 9,0% [12, с.23].
На основе проведенных исследований можно сделать ряд основных выводов:
-макроэкономический подход при проектировании бюджета (исходя из фактически достигнутой базы, сложившейся структуры расходов в процентах к ВРП предполагаемых темпов роста ВРП и индекса инфляции) может быть применим в условиях достаточно стабильных социально-экономических условиях, когда ежегодно растет объем ВРП и индекс инфляции составляет достаточно малую величину. В наших условиях затянувшегося кризиса и рыночной стихии такой подход всего лишь сохраняет сложившееся положение, ведет к дальнейшей деформации социальной политики.
-
при разработке бюджета нужно
придерживаться не
Доходы бюджетной системы в последние
годы лежат в пределах от 36,4 до 40,2 процентов
ВВП. Это близко к среднему уровню по странам
ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним
по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2009 года 57% всех доходов поступало
в федеральный бюджет, 30% в региональные
бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный,
медицинского и социального страхования).
Однако следует отметить, что это распределение
существенно зависит от внешней конъюнктуры,
поскольку в федеральном бюджете аккумулируются
нефтегазовые доходы, существенно зависящие
от мировых цен на нефть и газ.
Начиная с 2002 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
- вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2002 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2007 года снижена до 26%. Стоит отметить, что с 01.01.2010 года ЕСН отменен и вместо него во внебюджетные фонды будут поступать страховые платежи;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
- в 2003 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
- с 2005 года снижена ставка НДС с 20% до 18%[16, с.21].
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
В
целом уровень налоговой
Таблица 4 - Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП