Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего на решени
Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1.Государственный бюджет как экономическая категория……………………………………………………………………...5
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета………………………………………………....5
1.2.Функции государственного бюджета………………………………....10
1.3.Факторы, влияющие на формирование бюджета в Украине…….13
Раздел 2.Анализ структуры бюджета и принципы его построения….15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….……………….…15
2.2. Анализ государственных расходов Украины………………….…..23
Раздел 3.Роль государственного бюджета в функционировании
рыночной экономике……………………………..………………..……….29
3.1.Предложение по совершенствованию структуры доходов государственного бюджета………………………………..…….……..…....29
3.2. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики………………………………………………..…...…30
Заключение………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы ………………………………....…..36
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1.Государственный
бюджет как экономическая
категория………………………………………………………
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета………………………………………………....5
1.2.Функции государственного бюджета………………………………....10
1.3.Факторы,
влияющие на формирование
бюджета в Украине…….13
Раздел 2.Анализ структуры бюджета и принципы его построения….15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….……………….…15
2.2.
Анализ государственных
расходов Украины………………….…..23
Раздел 3.Роль государственного бюджета в функционировании
рыночной
экономике……………………………..………………..
3.1.Предложение
по совершенствованию
структуры доходов
государственного
бюджета………………………………..…….……..….
3.2.
Государственное вмешательство
в механизм функционирования
рыночной экономики………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы
………………………………....…..36
Приложения
Введение.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в Украине. Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которая все более должна переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности. Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора, приватизацию производства и др. Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, непросферы, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
В работе
рассматривается сущность государственного
бюджета как экономической
Задачей
данной курсовой работы является рассмотрение
госбюджета как экономической категории,
исследование структуры бюджета, а
также роль государственного бюджета
в функционировании рыночной
экономики.
РАЗДЕЛ
1. Государственный
бюджет как экономическая
категория
Слово
«бюджет» происходит от нормандского
bouge, bougtte, что в переводе означает
«карман», «мешок», «кожаный мешок». Это
слово начали использовать англичане,
изменив его на budget, что в действительности
оказалось кожаным мешком, в котором приносили
в парламент документы, где были сведения
о государственных доходах и расходах,
а затем словом budget стали называть доклад
канцлера казны, с которым он выступал
в парламенте.
Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году. В дальнейшем было прекращено, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами. Финансы государства не были отделены от королевских.
Возвратились к составлению смет доходов и расходов во времена министра финансов Сюлли (1599-1611). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777-1781гг. и 1788-1790гг) и ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правила составления бюджета, которые существуют до наших дней. Однако нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в получении финансовой поддержки со стороны государства и активно выступал против неограниченных финансовых прав монархов. Буржуазия требовала установления контроля за государственными расходами, за правом учреждения и отмены налогов. Их требования были воплощены в жизнь в результате буржуазных революций. Борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой возникновения и развития бюджета.
В настоящее
время почти не осталось государств,
которые свою деятельность не финансировали
бы из государственного бюджета страны.
Финансовые
отношения, складывающиеся у государства
с предприятиями, организациями, учреждениями
и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений, как части финансовых,
состоит в том, что они, во-первых, возникают
в распределительном процессе, и, во-вторых,
связаны с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств,
необходимого для удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Бюджетные
отношения многообразны (между секторами
экономики, сферами общественной деятельности,
отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и охватывают
все уровни хозяйствования (государственный,
местный).
Бюджетным
отношениям присущ объективный характер.
Он обусловлен тем, что в руках
государства ежегодно должна концентрироваться
определённая доля национального дохода,
необходимая для удовлетворения
социально-культурных потребностей граждан,
решения оборонных задач, покрытия общих
издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов
в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики;
методов
хозяйствования на предприятиях, в
организациях, учреждениях; решаемых обществом
экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность
бюджетных отношений по формированию
и использованию бюджетного фонда
страны составляет понятие государственного
бюджета. Иначе, государственный бюджет
– основной финансовый план страны,
имеющий силу закона, так как проект бюджета
ежегодно обсуждается и принимается
законодательным органом (в рыночных
странах: парламент страны, штата или
муниципальное собрание).
Государственный
бюджет – ведущее звено финансовой системы
и основная финансовая категория. В нём
объединяются главные доходы и расходы
государства. Бюджет объединяет основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы) в их
действии.
Государственный
бюджет всегда представляет собой компромисс
между основными группами носителей различных
социально-экономических интересов в
стране. Это компромисс между собственниками
и работающими по найму по вопросам
налогообложения, собственности, доходов
и заработной платы, по вопросу бюджетных
расходов на социальные цели; компромисс
между общегосударственными и местными
интересами; компромисс между промышленными
и сельскохозяйственными районами в отношении
распределения налогов и бюджетных дотаций;
компромисс между интересами отдельных
отраслей и формам по поводу налогов субсидий,
льготных кредитов и государственных
заказов, подрядов на строительство, инвестиционных
премий. Каждый такой компромисс сопровождается
борьбой политической, предвыборной и
в стенах парламента, фракционной внутри
партии и на страницах печати.
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественное назначение
- по удовлетворению потребностей общества
и его государственно-территориальных
структур, бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории. Эта категория, являясь
частью финансов, характеризуется теми
же чертами, которые присущи финансам
в целом, но одновременно имеет особенности,
отличающие ее от других сфер и звеньев
финансовых отношений. К числу особенностей
относятся следующие:
-государственный
бюджет является особой
-с помощью
бюджета происходит
-пропорции
бюджетного перераспределения
-область
бюджетного распределения
Итак, бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. (Приложение А)
Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.
Ведущее
место в финансовой системе Украины
занимает государственный бюджет Украины
и местные бюджеты местных
советов народных депутатов.
Взгляд
на бюджет как экономическую категорию
получил свое признание не сразу. Только
в последние годы преобладающей стала
точка зрения, согласно которой с позиций
экономической сущности государственный
бюджет может рассматриваться как
самостоятельная экономическая категория,
а с позиций законодательного установления
финансовой базы государства ¾ как его финансовый
план.
2.1.Функции бюджета.
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. И так, сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты инвалидов, фонда, предназначенного для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инновационного фонда.