Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего на решени
Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1.Государственный бюджет как экономическая категория……………………………………………………………………...5
1.1.Социально-экономическая сущность и роль
государственного бюджета………………………………………………....5
1.2.Функции государственного бюджета………………………………....10
1.3.Факторы, влияющие на формирование бюджета в Украине…….13
Раздел 2.Анализ структуры бюджета и принципы его построения….15
2.1. Анализ государственных доходов Украины…….……………….…15
2.2. Анализ государственных расходов Украины………………….…..23
Раздел 3.Роль государственного бюджета в функционировании
рыночной экономике……………………………..………………..……….29
3.1.Предложение по совершенствованию структуры доходов государственного бюджета………………………………..…….……..…....29
3.2. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики………………………………………………..…...…30
Заключение………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы ………………………………....…..36
Приложения
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающиеся в процессе перераспределения национального дохода.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. В структуре затрат государственного бюджета на эти цели приходится от 6,5% до 9,5% всех расходов государственного бюджета Украины.
Важное
значение имеет осуществление
1.3.Факторы, влияющие на формирование и использование государственного бюджета в Украине.
Как экономическая категория, бюджет отражает сложные отношения по поводу движения централизованных денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет в известном смысле является и предпосылкой, и результатом общественного развития, можно выделить факторы, которые влияют на формирование бюджета и его использование.
Хотя
все факторы тесно
1) экономические;
2) социальные;
3) политические.
Экономические факторы в значительной степени связаны с макроэкономическими процессами, происходящими в сфере общественного производства. Сюда относятся совокупный, общественный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, экономический рост (спад) производства, инфляция, безработица, структурные изменения в производстве, производительность общественного труда, соотношение в развитии предприятий группы А группы Б, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая политика (виды и структура налогов, ставки налогов, налоговые льготы).
К числу экономических факторов бюджетного планирования относятся также инвестиционные затраты на развитие народного хозяйства, соотношение средств, идущих на потребление и накопление.
С точки зрения перспектив формирования бюджета основной закономерностью воспроизводства в условиях рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления при распределении национального дохода Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную инвестиционную политику, укреплять материально-техническую базу производства и тем самым увеличивать доходную часть государственного бюджета Украины.
Социальные
факторы формирования и использования
бюджета в значительной степени
обусловлены особенностями
Политические
факторы непосредственно
Важнейшее
предназначение бюджета ¾ создание материальной
основы для реализации государством своих
регулирующих функций.
РАЗДЕЛ 2. Анализ структуры бюджета и принципы его построения
2.1. Анализ государственных доходов Украины за 2008-2009 г.г.
Государственные доходы – это денежные отношения, которые складываются между государством и юридическими, а также физическими лицами в процессе выделения части стоимости совокупного общественного продукта, формирования фонда финансовых ресурсов.
Стоимостным выражением этих отношений, которые возникают и функционируют на объективной основе, выступают фонды денежных средств, которыми распоряжается государство. Государственные доходы составляют финансовую базу функционирования государства. Тем самым его политическая, экономическая и социальная деятельность уже предусматривает государственные доходы как объективную необходимость и закономерную реальность.
Современная
система государственных
По правовому принципу государственные доходы разделяются на частноправовые и Общественно-правовые. Частноправовые доходы государство получает на основании частного права, то есть право собственности на средства производства. Это самые большие доходы периода неразвитых рыночных отношений, когда глава государства рассматривал верховные права как свои собственные и получал доходы как частное лицо от принадлежащих ему объектов собственности. В условиях развитого рыночного хозяйства суть частноправовых доходов изменяется, и они формируются главным образом из арендной платы за государственное имущество и доходов от государственных предприятий. Государство, выступая собственником, средство производства, принимает участие в процессе воспроизводства как совокупный предприниматель. Но действия государства как частного предпринимателя регулирует не только частное, но, в основном, государственное право, а государственные предприятия во многих странах называют общественными. Общественно-правовые доходы государство получает на основе публичного, или государственного права (как верховная власть), согласно которому в принудительном порядке извлекается определенная доля доходов или капиталов. К ним принадлежат: налоги, государственный кредит, эмиссионный доход.
Источники государственных доходов могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренними источникам являются: совокупный общественный продукт, национальный доход и национальное богатство страны. Внешние - это соответственно экономические ресурсы других стран. Совокупный общественный продукт – это сумма материальных благ, стоимостей, созданных обществом за определенный период. Та часть совокупного общественного продукта, которая направляется не на восстановление затраченных средство производства, называется национальным доходом. Национальное богатство страны есть результат труда всех поколений общества.
В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП. Государственные доходы, рассчитанные по структуре ВВП, показывают не только отношение перераспределения, но и роль государства в воспроизводстве. Доля стоимости, привлеченная путем государственных закупок и капиталовложения возвращается в процесс производства. Вторая доля стоимости, привлеченная государством, тратится на цели, которые хоть и не связаны с производством, но оказывают на него значительное влияние. Государственные доходы показывают движение денежных средств от разных слоев общества к государству. То, что для государства является доходом, для широких слоев населения является затратами. Государственные доходы на 85-92 % формируются за счет налогов, неналоговые доходы (преимущественно доходы государственных предприятий и собственности) составляют от 3 до 13 % и государственный кредит – от 0,5-4 % их общего объема.
Существуют различные методы извлечения государством внутренних источников. Налоги, государственный кредит и эмиссионные доходы – это главные финансовые формы огосударствления части стоимости ВВП в денежной форме. Среди них важнейшим методом аккумуляции государством ВВП является налоговый, поскольку налоги обеспечивают основную часть государственных доходов.
Налоги
– это экономические отношения,
которые возникают между
Государство привлекает государственные ресурсы также кредитным методом. Государственный кредит – это совокупность экономических отношения, которые возникают между государством как заемщиком и кредиторами – физическими или юридическими лицами ( частными лицами, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, правительством иностранных государств, и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов. В отличие от налогового метода государство преимущественно в добровольной форме привлекает часть стоимости, которая выражается в заемном капитале, то есть часть общественного капитала, которая отделилась. Кредитный метод также позволяет привлекать ресурсы иностранных государств и организаций.
Эмиссионный доход является денежными отношениями между государством и физическими и юридическими лицами, в процессе функционирования которых государство получает доход от эмиссии в оборот излишек денег, которая приводит к их последующему обесцениванию и сокращению реальных доходов населения.
Доходы бюджетов создаются за счет налогов от физических и юридических лиц, сборов и других обязательных платежей, поступлений из прочих источников, установленных законодательством Украины. Они разделяются на доходы Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов.
Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, налога на прибыль предприятия всех форм собственности и подчинения (кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год; поступлений от внешнеэкономической деятельности, доходов от приватизации государственного имущества, а также от его реализации, кредитной оплаты за аренду имущества целевых имущественных комплексов общегосударственной собственности; взносов в Пенсионный фонд, фонд социальной защиты населения; взносы в Государственный фонд содействия занятости населения и другие фонды, предусмотренные законодательством Украины; поступлений от внутренних займов; превышения доходов над расходами Национального банка Украины; возвращенных государственных средств (процентов по государственных займах и кредитах и возвращенных займах); плата за специальное использование природных ресурсов и других доходов, установленных законодательством Украины.