- Социально-экономическая
сущность внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – это специфическая
форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов страны для финансирования
конкретных социальных и экономических
потребностей общегосударственного либо
регионального значения.
Посредством создания внебюджетных
фондов любого уровня государством привлекаются
значительные ресурсы для финансирования
целевых мероприятий за счет специальных
отчислений и других источников. Внебюджетные
фонды обеспечивают строго целевое использование
средств, они отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность.
С помощью внебюджетных фондов
решаются две основные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных
сфер экономики и расширение объемов финансирования
социальных услуг для населения.
Внебюджетные фонды имеют ряд
особенностей, отличающих их от других
звеньев финансовой системы:
имеют строго целевую направленность;
средства фондов используются
для финансирования государственных расходов,
как правило, не финансируемых из бюджета
или финансируемых в небольших объемах;
подавляющая часть доходов
фондов формируется за счет страховых
взносов юридических лиц;
все имущество и денежные средства
фондов находятся в государственной собственности
и не входят в состав бюджетов.
Внебюджетные фонды – это один
из элементов такого звена финансовой
системы, как общегосударственные финансы,
широко развиты за рубежом. Источниками
формирования внебюджетных фондов могут
являться специальные налоги и сборы,
ассигнования из бюджетов, специальные
займы, добровольные взносы, а также доходы
от деятельности самого фонда.
Наиболее часто внебюджетные
фонды классифицируются по следующим
критериям:
срокам действия – постоянные
и временные;
принадлежности – государственные,
местные, межгосударственные;
направлениям использования
– социальные, кредитные, экономические,
научные, инвестиционные и др.
Наиболее развиты внебюджетные
социальные фонды. В России объем доходов
этих фондов составляет более половины
доходов федерального бюджета. Существует
три государственных социальных внебюджетных
фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального
страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды
аккумулируют средства для реализации
важнейших социальных гарантий: государственного
социального обеспечения по возрасту,
по болезни, в случае потери кормильца,
на рождение и воспитание детей, охрану
здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи и др.
Социальные внебюджетные фонды
являются самостоятельными финансово-кредитными
учреждениями. Основным доходным источником
фондов является единый социальный налог.
Средства государственных федеральных
и территориальных внебюджетных фондов
находятся в федеральной и региональной
собственности. Проекты бюджетов внебюджетных
фондов рассматриваются и утверждаются
Государственной Думой и Федеральным
Собранием в форме федеральных законов.
Оперативное управление внебюджетными
фондами осуществляется специально созданным
административным аппаратом, имеющим
соответствующие права и обязанности.
Вопросы:
Объясните термин «консолидированный
бюджет Российской Федерации».
Консолидированный
бюджет Российской Федерации - свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы России. Он включает
федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ. Консолидированные
бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются
и не утверждаются законодательными (представительными)
органами власти всех уровней. Эти бюджеты
являются в первую очередь статистическим
сводом бюджетных показателей, характеризующих
агрегированные данные по доходам и расходам,
источникам поступления средств и направлениям
их использования по территории РФ и по
отдельным субъектам РФ.
- Объясните, для каких целей
используются показатели консолидированного
бюджета.
Показатели консолидированных
бюджетов используются:
А) В бюджетном планировании
в частности, при определении нормативов
отчислений от регулирующих налогов в
бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций;
в расчет принимаются объемы консолидированных
бюджетов административно-территориальных
образований.
Б) Показатели консолидированных
бюджетов используются при анализе формирования
и использования централизованного финансового
фонда страны, т.е. суммы всех финансовых
ресурсов, поступающих в т.ч. через бюджетную
систему и отражаемых в сводном финансовом
балансе страны.
В) Показатели консолидированного
бюджета используются при расчете доходной
и расходной частей сводного финансового
баланса государства и соответствующих
территорий.
Г) Показатели консолидированного
бюджета используются в перспективном
планировании в целом по стране (например,
План страны по социально-экономическому
развитию на период до 2015 года) и в перспективном
финансовом планировании в частности.
При разработке прогнозов экономического
и социального развития государства, территорий
используются финансовые показатели,
в основе которых заложены показатели
консолидированных бюджетов. На данных
консолидированных бюджетов основана
разработка экономических моделей прогнозирования
бюджетов.
Д) Показатели консолидированных
бюджетов используются при расчетах, характеризующих
различные виды обеспеченности жителей
страны в целом или отдельных территорий
(например, бюджетные расходы на одного
жителя на медицинское обслуживание, образование,
социальную помощь и др. показатели).
- Охарактеризуйте доходы и расходы
консолидированного бюджета.
Доходы консолидированного
бюджета – это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в распоряжение органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи
и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются
на четыре группы: налоговые, неналоговые,
безвозмездные поступления и доходы целевых
бюджетных фондов.
Расходы консолидированного
бюджета – это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Эти затраты выражают экономические отношения,
на основе которых, происходит процесс
использования средств, централизованного
фонда денежных средств государства по
различным направлениям.
- Охарактеризуйте основные функции
федерального бюджета.
Основными функциями
бюджета являются: перераспределение
национального дохода и ВВП; государственное
регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение социальной политики;
контроль за образованием и использованием
централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет – основное орудие
перераспределения национального дохода
и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется
около 30% ВВП. Бюджет широко используется
для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов
с учетом требований наиболее рационального
размещения производительных сил, подъема
экономики и культуры на всей территории
России, включая республики, края, области.
- Перечислите налоговые и неналоговые
доходы федерального бюджета.
Налоговые
доходы федерального бюджета:
*налога
на прибыль организаций по ставке, установленной
для зачисления указанного налога в федеральный
бюджет, - по нормативу 100 процентов;
*налога на прибыль организаций (в части
доходов иностранных организаций, не связанных
с деятельностью в Российской Федерации
через постоянное представительство,
а также в части доходов, полученных в
виде дивидендов и процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу
100 процентов;
*налога на прибыль организаций при выполнении
соглашений о разделе продукции, заключенных
до вступления в силу Федерального закона
от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях
о разделе продукции" (далее - Федеральный
закон "О соглашениях о разделе продукции")
и не предусматривающих специальных налоговых
ставок для зачисления указанного налога
в федеральный бюджет и бюджеты субъектов
Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
*налога на добавленную стоимость - по
нормативу 100 процентов;
*акцизов на спирт этиловый из пищевого
сырья - по нормативу 50 процентов;
*акцизов на спирт этиловый из всех видов
сырья, за исключением пищевого, - по нормативу
100 процентов;
*акцизов на спиртосодержащую
продукцию - по нормативу 50 процентов;
*акцизов на алкогольную продукцию
с объемной долей этилового спирта свыше
9 процентов, за исключением пива, вин,
фруктовых вин, игристых вин (шампанских),
винных напитков, изготавливаемых без
добавления ректификованного этилового
спирта, произведенного из пищевого сырья,
и (или) спиртованных виноградного или
иного фруктового сусла, и (или) винного
дистиллята, и (или) фруктового дистиллята,
- по нормативу 60 процентов;
*акцизов на табачную продукцию
- по нормативу 100 процентов;
*акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных и карбюраторных
(инжекторных) двигателей, производимые
на территории Российской Федерации, -
по нормативу 28 процентов;
*акцизов на автомобили легковые
и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
*акцизов по подакцизным товарам
и продукции, ввозимым на территорию Российской
Федерации, - по нормативу 100 процентов;
*налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья
(газ горючий природный) - по нормативу
100 процентов;
*налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного)
- по нормативу 100 процентов;
*налога на добычу полезных
ископаемых (за исключением полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья, природных
алмазов и общераспространенных полезных
ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
*налога на добычу полезных
ископаемых на континентальном шельфе
Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
за пределами территории Российской Федерации
- по нормативу 100 процентов;
*регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) при выполнении
соглашений о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (газ горючий природный)
- по нормативу 100 процентов;
*регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) при выполнении
соглашений о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) - по нормативу
95 процентов;
*регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) на континентальном
шельфе, в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, за пределами
территории Российской Федерации при
выполнении соглашений о разделе продукции
- по нормативу 100 процентов;
*сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов (исключая
внутренние водные объекты) - по нормативу
20 процентов;
*сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов (по внутренним
водным объектам) - по нормативу 20 процентов;