Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и прогноз на 2009-2010гг сравнить его Государственным бюджетом за 2007 год; на основе проведенной работы сделать выводы.
Государственный бюджет. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода.................... 9
3. Финансовое обеспечение социальной политики...................................... 11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли............................. 12
5. Структура государственного бюджета в странах рыночной экономики 14
6. Бюджетная классификация........................................................................ 18
7. Государственные доходы.......................................................................... 21
8. Государственные расходы........................................................................ 23
9. Бюджетное устройство и бюджетная система стран
рыночной экономики.................................................................................... 25
10. Бюджетный процесс................................................................................ 27
11. Государственный бюджет РФ на 2008 г и на период до 2010г............ 28
12.Заключение............................................................................................... 40
13.Список использованной литературы....................................................... 42

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс  регламентированный законодательством  порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и контроль над их исполнением, утверждение счетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

Бюджетный процесс  состоит из трех стадий:

1)       планирование, составление проекта бюджета представляет собой деятельность по разработке плана документов (проекта бюджета) либо принятию соответствующих правовых актов;

2)       рассмотрение и утверждение начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховный совет или местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо Решением сессии Местного совета на планируемый год;

3)       исполнение и составление отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года и завершается утверждением отчета об исполнении бюджета.

Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года

В июле 2007 года правительство Российской Федерации  утвердило основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) и основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).

Согласно Закону «О Федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета на 2008 год составляет 6 644 447 448,0 тыс. рублей; общий объем  расходов федерального бюджета - 6 570 297 744,0 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федерального бюджета - 74 149 704,0 тыс. рублей. 

Прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 7 465 446 753,0 тыс. рублей и на 2010 год - 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год прогнозируется в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей и на 2010 год - в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год составляет 14 292 951,2 тыс. рублей, кроме того прогнозируется равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

 

Поступления доходов  в федеральный бюджет в 2008 году и  на период до 2010 года, млрд.р. руб.

 

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на 2008 и на период до 2010 года год в разрезе разделов функциональной

классификации расходов бюджетов Российской Федерации, млрд. руб.

 

Федеральный бюджет впервые сформирован на три года в форме федерального закона «О федеральном  бюджете на 2008 год и на период до 2010 года», что соответствует Бюджетному посланию, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Концептуальными и характерными структурными особенностями  федерального бюджета являются:

·    разделение доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы;

·    утверждение в расходах федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденных расходов в объеме 2,5 и 5 % общего объема расходов;

·    утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;

·    утверждение объема нефтегазового трансферта;

·    формирование на базе Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в составе остатков средств федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Основные характеристики федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предопределены параметрами основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и сформированы в основном на базе перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы.

Федеральным бюджетом на 2008 - 2010 годы прогнозируется снижение общего объема доходов в 2008 году на 6,6 %, в 2009 году на 4,25 % и предусматривается увеличение общего объема расходов в 2008 году на 7,8 % и в 2009 году на 10,9 % по сравнению с соответствующими показателями перспективного финансового плана.

Допущенные  отклонения основных характеристик  федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана, установленных на 2008 и 2009 годы, свидетельствуют о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.

В соответствии с представленными основными  параметрами бюджетной системы на 2008 - 2010 годы доходы бюджетной системы в 2008 году составят 11 847,74 млрд. рублей и их доля в ВВП (33,98 %) снизится к 2010 году до 32,77 % ВВП, или на 1,21 процентного пункта.

Расходы бюджетной  системы в 2008 году составят 11 705,90 млрд. рублей, и их доля в ВВП (33,57 %) уменьшится к 2010 году до 32,54 % ВВП, или на 1,03 процентного пункта.

Доля доходов  федерального бюджета в ВВП сократится с 18,9 % в 2008 году до 18 % в 2010 году, доля расходов - с 18,8 % до 18 % соответственно.

Доля доходов федерального бюджета в общей сумме доходов бюджетной системы Российской Федерации за период с 2008 по 2010 год снизится с 56,1 % в 2008 году до 55,5 % в 2010 году, или на 0,6 процентного пункта, доля расходов снизится за этот период с 56,1 % до 55,5 %, или на 0,6 процентного пункта.

Федеральный бюджет на 2008 - 2010 годы сформирован с превышением  доходов над расходами в объеме 74,1 млрд. рублей в 2008 году и 14,2 млрд. рублей в 2009 году, на 2010 год бюджет сбалансирован  по доходам и расходам.

Общий объем доходов федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 644,4 млрд. рублей, что ниже законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 320,9 млрд. рублей, или на 4,6 %. За период с 2009 по 2010 год рост доходов составит 1 445,5 млрд. рублей, при этом в 2009 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 821,0 млрд. рублей, или на 12,4 %, в 2010 году - на 624,5 млрд. рублей, или на 8,4 %.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2010 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 39,8 % (29,7 % в 2007 году), таможенных пошлин 26,3 % (34,4 %), НДПИ – 10,5 % (14,9 %), налога на прибыль организаций – 8 % (8,3 %), акцизов – 2,4 % (1,8 %).

Общий объем  расходов федерального бюджета на 2008 - 2010 годы предусмотрен в 2008 году в размере 6 570,3 млрд. рублей, что выше законодательно утвержденной на 2007 год суммы на 1 106,8 млрд. рублей, или на 20,3 %.

Прирост расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению  с законодательно установленным  показателем на 2007 год в номинальном выражении составит 2 626,4 млрд. рублей, или 48,1 %.

При этом темпы  роста расходов в трехлетнем бюджетном  периоде снижаются как в номинальном, так и особенно в реальном выражении.

Темпы роста  расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами в реальном выражении составят в 2008 году 111,9 %, в 2009 году -106 %, в 2010 году - 102,1 %.

Характерной особенностью федерального бюджета на 2008 - 2010 годы является опережающий по сравнению с 2007 годом (156,9 млрд. рублей) рост процентных расходов со 187,9 млрд. рублей в 2008 году до 247,07 млрд. рублей в 2010 году, или в 1,58 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,31 раза по сравнению с 2008 годом.

Непроцентные  расходы предусматриваются на 2010 год в размере 7 842,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза выше объема, установленного на 2007 год, и в 1,23 раза выше объема, установленного на 2008 год.

Темпы роста  непроцентных расходов снижаются. Если в 2008 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2007 год темп роста непроцентных расходов в номинальном выражении составит 120,3 %, то в 2009 году – соответственно 113,4 %, а в 2010 году –108,3 %.

В реальном выражении  непроцентные расходы по сравнению  с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2008 году выше на 5,8 процентного пункта, в 2009 году равными темпам роста ВВП и в 2010 году ниже на 4,3 процентного пункта.

Таким образом, начиная с 2010 года темпы роста  непроцентных расходов федерального бюджета  в реальном выражении предусматриваются  ниже темпов роста экономики (ВВП).

Основные характеристики федерального бюджета на 2008 – 2010 годы представлены в следующей таблице.

Таблица 3

Основные характеристики федерального бюджета

Основные  характеристики федерального бюджета

2007 год

(закон)

2008 год

2009 год

2010 год

 

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы

6 965,3

22,3

6 644,4

19,0

7 465,4

18,8

8 089,9

18,1

Нефтегазовые  доходы

2 992,2

9,6

2 383,1

6,8

2 351,9

5,9

2 348,3

5,24

Доходы (без  учета нефтегазовых доходов)

3 973,1

12,7

4 261,3

12,2

5 113,5

12,9

5 741,6

12,81

Нефтегазовых  доходов)

               

Расходы

5 463,5

17,5

6 570,3

18,8

7 451,2

18,8

8 089,9

18,1

Ненефтегазовый  дефицит

-

-

- 2 309

6,6

- 2 337,7

5,9

- 2 348,3 348,3

5,24

Нефтегазовый  трансферт

-

-

2 135,0

6,1

2 103,6

5,3

2 016,0

4,5

Источники финансирования дефицитвдефицита дефицита

-

-

174,0

0,5

234,1

0,6

332,3

0,74

дефицита

               

Профицит

1 501,8

4,8

74,1

0,2

14,2

0,03

0,0

0


В 2010 году наибольший прирост непроцентных расходов в  номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год предусматривается по разделам «Социальная политика» на 211,9 млрд. рублей, или на 98,3 %, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 336,7 млрд. рублей, или на 50,8 %, «Межбюджетные трансферты» на 871,2 млрд. рублей, или на 47,2 %, «Национальная оборона» на 369,0 млрд. рублей, или на 44,9 %.

Более чем на 30 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Охрана  окружающей среды» на 2,9 млрд. рублей, или на 35,6 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 18 млрд. рублей, или на 33,9 %, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 68,2 млрд. рублей, или на 33,1 %.

Более чем на 20 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Общегосударственные вопросы» на 234,1 млрд. рублей, или на 29 %, «Образование» на 63,2 млрд. рублей, или на 22,7 %.

Значительно ниже среднего уровня предусматривается  увеличение расходов по разделу «Национальная  экономика» на 47 млрд. рублей, или на 9,4 %.

Обращает внимание и требует дополнительного обоснования динамика прироста непроцентных расходов по отдельным разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Так, по сравнению  с предыдущими годами по разделу  «Национальная экономика» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 44,4 %, в 2009 году - на 11,7 %, а в 2010 году - снижение расходов на 32,1 %, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2008 году прирост расходов предусматривается на 7,4 %, в 2009 году - на 39,1 %, а в 2010 году - снижение расходов на 10,3 %.

По разделу  «Культура, кинематография и средства массовой информации» соответственно в 2008 году прирост расходов предусматривается  на 22,0 %, а на 2009 и 2010 годы прогнозируется снижение расходов соответственно на 15,1 % и на 3,9 %, при этом в 2010 году предусматривается снижение расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год на 0,3 млрд. рублей, или на 0,4 %.

Структура непроцентных расходов федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации остается достаточно стабильной.

Характерно  дальнейшее увеличение доли межбюджетных трансфертов (в 2007 году - 33,8 %, на 2010 год - 35,3 %), расходов «силового блока» (в 2007 году - 27,1 %, на 2010 год - 28,5 %), снижение доли расходов по разделам «Образование» и «Здравоохранение, физическая культура и спорт».

Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов (далее нацпроекты) в 2008 году предусматриваются в объеме 229,4 млрд. рублей, что на 5,6 млрд. рублей, или на 2,4 %, меньше по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2007 год. На 2009 год указанные расходы предусматриваются в размере 210,3 млрд. рублей, на 2010 год – 142,6 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов  на 2009 год предусматриваются со снижением  на 19,1 млрд. рублей, или на 8,3 %, а в 2010 году на 67,7 млрд. рублей, или на 32,2 %, меньше по сравнению с 2009 годом.

Расходы федерального бюджета на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2008 году составят 43,9 млрд. рублей, в 2009 году 47,6 млрд. рублей, а в 2010 году с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала - более 90 млрд. рублей.

Важным приоритетом  расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года является повышение заработной платы в  бюджетной сфере, дальнейшее повышение  окладов по воинской должности и  воинскому званию.

В 2010 году минимальный  размер оплаты труда предусматривается установить на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения.

Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования