Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Государственный бюджет и его структура……………………………4
Внутренний и внешний долг………………………………...…………9
Место государственного долга в государственном бюджете РФ..…15
Экономические последствия………………………………………….17
Способы стабилизации и сокращения государственного долга……20
Заключение……………………………………………..…………………26
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Государственный долг и механизм его регулировнаия.docx

— 258.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Государственный бюджет и его структура……………………………4
  2. Внутренний и внешний долг………………………………...…………9
  3. Место государственного долга в государственном бюджете РФ..…15
  4. Экономические последствия………………………………………….17
  5. Способы стабилизации и сокращения государственного долга……20

Заключение……………………………………………..…………………26

Список использованных источников……………………………………28

 

Введение.

 

Государственные финансы  являются важной сферой финансовой системы  страны, призванной обеспечить государство  денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные  финансы - это денежные отношения  по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства  и его предприятий и использование  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные  обособленные звенья, каждое из которых  выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней  государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий, государственный кредит. 

Бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства  превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким  способом должен быть сбалансирован  бюджет или должен он вообще быть сбалансированным. Накопленные в предшествующие периоды  времени суммы бюджетных дефицитов  образуют государственной долг, который  может быть как внутренним, так  и внешним. Причинами государственной  долга могут служить войны  и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем: 

1) налогов;

2) дополнительной эмиссией  денег;

3) выпуском и реализации  государственных обязательств. 

Более серьезные проблемы, связанные с государственным  долгом, заключаются в следующем:

а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают  неравенство в доходах; 

б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; 

в) выплаты процентов или  основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определённой части  реального продукта за рубеж; 

г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы  рефинансировать долг или заплатить  проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное  инвестиционное финансирование. 

Цель работы  является рассмотрение  проблем дефицита бюджета и государственного долга.

Задачи работы:

1)     Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;

2)     Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.

Работа состоит из введения, 5 пунктов, заключения и списка использованных источников.

Курсовая работа посвящена  теоретическим основам бюджета, его сущности и структуре. Рассмотрению внутреннего и внешнего долга, экономических последствий, способов стабилизации и сокращения государственного долга и места государственного долга в государственном бюджете российской федерации.

 

  1. Государственный бюджет и его структура.

         Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его  составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства  является законом.

План сбора доходов  и использования расходов имеет  практически каждый экономический  институт (предприятие, фирма, отрасль  экономики, банк, экономические и  финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют  и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой  функционирования государства и  осуществления им тех функций, которые  общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы  финансового регулирования на макроуровне  и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

  • Объем производства
  • Инвестиции
  • Реальные доходы
  • Уровень безработицы
  • Величина денежной массы
  • Уровень процента
  • Валютный курс
  • Государственный долг
  • Инфляция

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий  и других юридических лиц в  интересах финансирования государственных  и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственное управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием  оборонных отраслей и др.

Расходная часть  бюджета характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Бюджетные расходы. Значительное место среди них  приходится на социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

Расходы на поддержание  конъюнктуры через субсидии и  инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение  темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором  развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности  национальной продукции на внешних  рынках.

Важное место  в бюджете занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение  внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место  в расходных статьях бюджета  приходится на обслуживание внутреннего  и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное  строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а  также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают  прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции  на мировых рынках.

Расходы бюджета  на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала, стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли  казенной промышленности, поступлений  от приватизации собственности и  т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные  расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

  1. Внутренний и внешний долг.

Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Это долговые обязательства  Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. №3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"). Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства  могут быть выражены в трех формах: кредитов, получаемых государством в  лице Правительства РФ: государственных  займов, осуществляемых посредством  выпуска ценных бумаг от имени  Правительства РФ: других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (например, долговых обязательств субъектов  РФ и органов местного самоуправления).

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникшей  задолженности. Долговые обязательства  бывшего СССР включаются в госдолг  РФ только в части, принятой на себя РФ. Она не несет ответственности  по долговым обязательствам своих национально-государственных  и административно-территориальных  образований, если они не были гарантированы  Правительством РФ.

Долговые обязательства  РФ могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура