Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение проблем дефицита бюджета и государственного долга.
Задачи работы:
1) Рассмотрение и выявление проблем бюджетного дефицита;
2) Сущность, обслуживание и проблемы государственного долга.
Введение…………………………………………………………………….2
Государственный бюджет и его структура……………………………4
Внутренний и внешний долг………………………………...…………9
Место государственного долга в государственном бюджете РФ..…15
Экономические последствия………………………………………….17
Способы стабилизации и сокращения государственного долга……20
Заключение……………………………………………..…………………26
Список использованных источников…………………………
Управление государственным внутренним долгом РФ, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ, осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Правительство РФ ежегодно не позднее мая текущего года должно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга РФ за предыдущий финансовый год.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного
внешнего долга Российской Федерации
включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным
ценным бумагам Российской Федерации,
обязательства по которым выражены в иностранной
валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые
получены Российской Федерацией и обязательства
по которым выражены в иностранной валюте,
в том числе по целевым иностранным кредитам
(заимствованиям), привлеченным под государственные
гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным
гарантиям Российской Федерации, выраженным
в иностранной валюте.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние
заимствования Российской Федерации
осуществляются в целях финансирования
дефицита (ненефтегазового дефицита)
федерального бюджета, а также для
погашения государственных
Право осуществления
государственных внешних
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2011 года | ||
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
35 838,1 |
26 824,9 |
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба, |
559,6 |
418,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 484,1 |
1 110,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 010,9 |
756,7 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
56,3 |
42,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 553,6 |
1 911,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
21 843,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 497,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 594,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 619,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 871,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
17 717,1 |
13 261,3 |
Задолженность по ОВГВЗ |
24,6 |
18,4 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
965,6 |
722,8 |
* в соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | ||
** объем государственного
внешнего долга Российской | ||
*** обязательства, не |
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры.
Размер и структура
внешнего долга России отражены в
программе внешних
Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предельный размер государственных
внешних заимствований не должен
превышать годовой объем
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывается ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков?
Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рассмотрим более внимательно почему это не происходит.
К банкротству не может привести по трём причинам. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращаться государственный долг не говоря уже о необходимости его полной ликвидации.
На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
Во-вторых, правительство по конституции
имеет право облагать население
налогами и собирать их. Если это
приемлемо для избирателей, увеличение
налогов является тем способом, который
есть у правительства для получения
достаточных доходов для выплат
процентов и общей суммы
В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу.
Рост гос. долга не ведет к
созданию какого-либо бремени для
будущих поколений. Потому что держателями
гос. долга являются сами гражданина
этой страны, т.е. население должно самим
себе. Около 87% правительственных облигаций
размещены внутри страны, т.е. они
находятся в руках граждан
и организаций. Таким образом, государственный
долг является одновременно и общественным
активом. В то время как государственный
долг представляет собой сумму обязательств
перед гражданами (как перед
Но распределение