Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Основы бюджетно-фискальной политики государства 6
1.1. Понятие фискальной политики и ее основные виды 6
1.2. Сущность и роль государственного бюджета 13
Глава 2. Характеристика фискальной политики России на современном этапе 23
2.1. Реформирование бюджетной и налоговой системы в РФ……………..23
a) Налоговая политика……………………..…………………………..…24
b) Бюджетная политика…………………..………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

шаблон для.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Налогообложение во всех его частях регулируется едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты12.

Кстати, с самого начала экономических реформ в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85-90 %),что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является огромное развитие теневой экономики. В итоге правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений13.

Сотрудники налоговой  полиции обнаружили свыше ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

- занижается объем произведенной продукции;

- завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли);

- торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;

- используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;

- при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется и т.д.

Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

 

 

1.2. Сущность и роль государственного бюджета

 

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами14.

Государственный бюджет - это роспись  (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства15.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два  этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.16

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного  воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения  уровня государственных расходов и  налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляционные тенденции. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис17.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной  политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: для  более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических  перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который  служит средством достижения экономической  стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии, до 40-50 % - в Германии, Франции, Швеции. О типичных источниках поступлений в бюджет свидетельствуют статистические данные табл. 1.

Таблица 1

Структура налогообложения  некоторых западных стран (в % от ВНП)18

Виды налогов

США

ФРГ

Англия

Япония

Франция

Все налоги 
В том числе:

29

38

39

27

45

Подоходный налог

10

11

10

7

6

Налог на корпорации

2

2

4

6

2

Взносы на социальное страхование рабочих и служащих  
предпринимателей

3

 

 

5

6

 

 

7

3

 

 

4

3

 

 

4

6

 

 

13

Акцизы

2

3

5

4

4

Налоги на предметы потребления

2

6

6

-

9


 

В структуре всех налогов  ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений  в бюджет). При этом облагаются личные доходы граждан независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Индивидуальный подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25 %, максимальной - от 28 до 70 %19.

Налоги на прибыли  компаний составляют важную часть поступлений  в бюджет (до 20 %). В большинстве  западных стран в последние годы эта доля государственных доходов  имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаемые от налогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворительные фонды, налоги местным органам власти и т.д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность20.

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний, вносящие существенный фискальный вклад, обладают высоким коэффициентом  эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного государственного воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. По своей природе они близки к налогам и выплачивается лицами, нанятыми на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятиями (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на потребителей.

Существенную роль в западных странах  играют косвенные налоги, которые  включаются в цену товара и целиком  оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10 %. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19 % составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков)21.

К косвенным налогам относятся  также выборочные акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные  напитки, табачные изделия и бензин. Другой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна (в Великобритании - 1,2 %, в Японии - 1,3, США - 1,6, Германии - 2,5 и во Франции - 7,6 %).

Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:

а) с наследства и дарений;

б) поимущественный, который взимается  с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений.

Такие специфические налоги не дают существенного фискального вклада22.

Второй составной частью бюджета  являются расходы (в России их часто называют расходами на социальные структурные мероприятия) – на образование, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику. Эта часть призвана обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства для выполнения его функций.

Возрастание роли государства в  регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций в развитии функций государственного бюджета. Одна из них - участие государственных финансов в обеспечении устойчивого экономического роста23.

На Западе через бюджет финансируется  от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы государство расходует на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в "человеческий капитал" (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы)24.

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

Бюджет выступает также  как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью  проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных  платежей, идущих на социальные нужды. Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению представляет собой чистые налоги.

В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. В конце 80-х годов в США и  ФРГ на эти цели пошло 53 % всех расходов, Японии - 47, Великобритании - 50 %25. Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа статей касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т.п.).

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе