Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Основы бюджетно-фискальной политики государства 6
1.1. Понятие фискальной политики и ее основные виды 6
1.2. Сущность и роль государственного бюджета 13
Глава 2. Характеристика фискальной политики России на современном этапе 23
2.1. Реформирование бюджетной и налоговой системы в РФ……………..23
a) Налоговая политика……………………..…………………………..…24
b) Бюджетная политика…………………..………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

шаблон для.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В этих целях бюджетно-фискальная политика формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывая все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности36.

Такова общая концепция динамики фискальной политики России в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

В итоге экономическая  динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Функции налогообложения  в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения  этого процесса по разработанным  программам. Это связи прямого характера.

В свою очередь, экономический  рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и  обратное увеличенное поступление  ресурсов. Это обратные связи в  общей экономической динамике.

Изменение налоговых  ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать мотивацию экономических агентов к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя либо замедляя «способ работы над продуктом». Так высокие налоговые ставки с началом реформ в России объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции37.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения  и бурного развития внелегальных хозяйственных структур на современном этапе. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние  на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее, именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

 

Заключение

 

Важнейшей задачей, которая  возложена на государство, выступает  регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство  стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты.

Для регулирования рыночной экономики государство активно  использует инструменты фискальной политики, которая наряду с его  кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование  государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства  для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время  фискальная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую  основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Думается, что в условиях современной России необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования в России экономических рычагов регулирования на современном этапе.

Подводя итоги, хочется отметить, что проблема фискальной политики, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

Список использованной литературы

 

  1. Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.
  2. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 56-59.
  3. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 10-15.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.
  5. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2005.
  6. Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 12-19.
  7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000.
  8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  9. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика - М., Инфра-М, 2003.
  10. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001.
  11. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 33-40.
  12. Носова С.С. Экономическая теория. - М., Владос, 2000.
  13. Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  14. Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Академия,  2003.
  15. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики в России. – М., 2007.
  16. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М., Юрайт, 2003.
  17. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Инфра-М, 2006..
  18. Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.Н.Романова, И.П.Николаевой, В.В.Клочкова и др. – М.: Финстатинформ, 1997.
  19. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева - М., Владос, 2001.

 

1 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000. – 34 с.

2 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 56

3 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 23

4 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 55

5 Носова С.С. Экономическая теория. - М., Владос, 2000.- с. 34

6 Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.- с. 73

7 Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Академия,  2003. – с. 66

8 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 86

9 Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.- с. 74

10 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 12

11 Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.Н.Романова, И.П.Николаевой, В.В.Клочкова и др. – М.: Финстатинформ, 1997. – с. 92

12 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 64

13 Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 14

14 Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева - М., Владос, 2001. – с. 84

15 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 45 с.

16 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 37

17 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 13

18 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 101

19 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 106

20 См. там же. – с. 109

21 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 110

22 Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 35

23 Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М., Юрайт, 2003. – с. 64

24 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 32

25 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 79

26 Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 67

27 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 40

28 Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2005. – с. 113

29 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 43

30 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 56

31 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 57

32 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 12

33 Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 37

34 Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 12

35 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 84

36 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 58

37 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 15




Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе