Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.
Введение…………………………………………………………………………………5
1.Понятие и структура государственного бюджете Республики Беларусь…………7
1.1Понятие государственного бюджета……………………………………………….7
1.2Сущность и структура государственного бюджета Республики Беларусь………9
1.3Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь……………………12
2.Формирование государственного бюджета Республики Беларусь…………….15
2.1Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………………….15
2.2Налоговая политика Республики Беларусь…………………………………….20
2.3Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………………..24
3.Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………….37
Работа по упрощению налоговой системы проводится комплексно и включает в себя следующие мероприятия:
1. Сокращение
количества применяемых
– уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
– установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 %;
– уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
– исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В общую
систему налогообложения
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
Упрощенный
порядок налогообложения
Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:
– из состава объектов обложения налогом исключены объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
– введено
обложение налогом объемов
– отменен
налог с объемов выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
от источников выбросов, для которых
не устанавливаются нормативы
3. Завершение
кодификации налогового
С 1 января
2010 года вступила в силу Особенная
часть Налогового кодекса, ставшая
единым налоговым законом, который
объединил в себе порядок применения
всех республиканских и местных
налогов, сборов (пошлин), а также
особых режимов налогообложения. По
каждому налоговому платежу в
ней установлены все
Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы:
4. Упрощение
процедур налогового контроля
и налогового
В этих целях
плательщикам дана возможность предоставления
в налоговые органы налоговых
деклараций (расчетов) в электронном
виде, отменена обязанность подачи
«пустых» деклараций (расчетов) при
отсутствии объектов налогообложения,
значительно сокращено
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой
правового регулирования
2.3 Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета
Объем ВВП за 2011 год составил 105,3% к уровню 2010 года, производство промышленной продукции – 109,1%, сельского хозяйства — 106,6%, инвестиций в основной капитал – 117,9%. Инфляция на потребительском рынке составила 108,7% [28].
В
2010 году в консолидированный
Основная
доля доходов формировалась за счет
налоговых поступлений. За 2011 год
в бюджет поступило 73,4 трлн.рублей налоговых
доходов. По сравнению с 2010 годом
поступления увеличились на 63,7% (в
реальном выражении -на 6,9%).Основными
доходными источниками
Таблица 1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 годы, %
2009 |
2010 |
2011 | |
1. ДОХОДЫ – всего |
46 740,8 |
48 754,2 |
85 608,4 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
41 304,7 |
44 874,9 |
73 445,9 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
5 380,8 |
9 316,4 |
Налог на прибыль |
4 607,7 |
5 580,4 |
8 688,9 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
1 850,1 |
2 549,2 |
НДС |
12 083,1 |
16 226,6 |
26 498,5 |
Акцизы |
3 637,4 |
4 350,2 |
5 599,5 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 969,5 |
5 776,2 |
15 146,9 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
5 322,0 |
3 769,6 |
12 000,5 |
2. РАСХОДЫ (функциональная |
49 200,8 |
52 979,8 |
79 428,2 |
2.1 Общегосударственные расходы |
8 053,5 |
10187,7 |
15 842,7 |
2.1 Национальная оборона |
1 323,7 |
1 543,0 |
2 719,8 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение |
2 433,9 |
2941,4 |
4 294,5 |
2.4 Национальная экономика |
16 359,9 |
12 411,7 |
15517,2 |
2.5 Охрана окружающей среды |
396,9 |
495,9 |
557,3 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3042,6 |
3896,1 |
6 208,2 |
2.7 Здравоохранение |
5 354,0 |
6 462,4 |
10 382,5 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 414,2 |
1730,8 |
2 594,7 |
2.9 Образование |
6 767,1 |
8 341,9 |
13 711,5 |
2.10 Социальная политика |
4 055,0 |
4 968,9 |
7 599,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
49 200,8 |
52 979,8 |
79 428,2 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
33 059,8 |
39 428,0 |
63 847,8 |
Заработная плата |
9 257,9 |
11531,7 |
18 616,3 |
Начисления на заработную плату |
2 470,8 |
3 078,9 |
4 991,0 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1 069,3 |
1 110,0 |
3 296,5 |
Текущие бюджетные трансферты |
11 584,7 |
13 709,7 |
21 591,3 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
11 161,5 |
13 633,0 |
15 157,0 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ |
4979,5 |
-81,2 |
423,4 |
Дефицит (профицит) |
-2 459,9 |
-4 225,6 |
6 180,2 |
Финансирование |
2 459,9 |
4225,6 |
-6 180,2 |
Внутреннее финансирование |
-9 023,2 |
-409,8 |
-15306,4 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |
9126,3 |
Примечание – Источник: [28]
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Значительное
влияние на расходы бюджетных
средств оказали инфляционные процессы
и девальвация национальной валюты.
В 2011 году инфляция составила 108,7% против
9,9% в 2010 году. В данных условиях были
введены ограничения на бюджетные
расходы, в том числе на инвестиционные
цели. При этом приоритетами финансирования
были определены: обслуживание и погашение
государственного долга, обеспечение
функционирования бюджетных учреждений,
расходы на медицинское обслуживание,
оплата потребленных энергоресурсов.
В результате текущие расходы
консолидированного бюджета за 2011 год
были на 2,1% (в реальном выражении) ниже
уровня 2010 года. В структуре расходов
бюджета в разрезе
В целом капитальные расходы за 2011 год профинансированы на 19,1% ,что меньше уровня 2010 на 27,4%, а их доля в расходах бюджета составила 19,1% [28].
В 2011 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 6,2трлн. рублей, или 2,3% к ВВП.
Доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 85608,4 млрд. рублей, расходы – 79428,2 млрд. рублей, профицит – 6180,2 трлн. рублей (2,3% к ВВП) [28].
Таким образом, в доходной части бюджета 2011 г. 10,9% составляют поступления от выплат подоходного налога. 14% – это неналоговые поступления, т.е. пени, штрафы и прочие доходы. Следовательно, оставшиеся 75,1% – это налоговые платежи юридических лиц, т.е. именно такую долю доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. Следует отметить, что в предыдущем году эта доля составляла 81,3%, т.е. доля платежей предприятий и организаций снижается, что вызвано сокращением налоговых платежей как по количеству, так и по сумме.
В 2011 г. 14%
неналоговых платежей также в
большей степени выплачена
При таких пропорциях поступлений роль платежей юридических лиц более чем велика, поскольку именно она обеспечивает возможность наполнения бюджета.
Уплата налогов, сборов, пошлин юридическими лицами производится из разных источников. доход бюджет формирование
Часть из них – косвенные налоги и отчисления – формируют отпускную цену товара или услуги у производителя и уплачиваются непосредственно за счет выручки от реализации. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж автомобильного топлива, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автодорог, акцизы, отчисления в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и целевые сборы.
Вторую группу составляют налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг: отчисления в фонд занятости, платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами, отчисления в инновационный фонд.
Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли: налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, налог на приобретение транспортных средств, транспортный сбор, местные налоги и сборы.
Таким образом,
юридические лица, обеспечивая положительный
финансовый результат своей деятельности,
обеспечивают функционирование государственных
финансов. В связи с этим достаточно
актуальным как для юридических
лиц, так и для государства
является понятие налоговой нагрузки.
Фактически, поиск компромисса финансовых
интересов государства и
Известные закономерности позволяют на определенных этапах развития экономики снижать или повышать эту налоговую нагрузку, тем самым обеспечивая влияние государства на деятельность субъектов хозяйствования в той или иной сфере. С другой стороны стремление предприятий к сокращению налогового бремени также позволяет им оказывать опосредованное влияние на финансовую политику государства. Следовательно, все субъекты бюджетных (налоговых) отношений заинтересованы в создании неких паритетных условий, устраивающих все стороны.
В созданной бюджетной системе ведущую роль платежей предприятий в создании финансовой системе государства невозможно отменить или снизить, поскольку других надежных источников налоговых платежей у государства нет. Поэтому, в качестве вывода, можно утверждать, что развитие существующих предприятий, а также увеличение их количества, общее улучшение их финансового положения – это прямой интерес государства и этот интерес полностью совпадает с интересами предприятий.
Информация о работе Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ