Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование понятия государственного бюджета и особенностей бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания.
Исследования и разработки: проведен анализ возникновения дефицита бюджета, в результате которого выделены основные проблемы, предложены пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета…...…..5
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории………………………………………………………...6
1.2. Функции государственного бюджета……………………………………….8
1.3. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь………9
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета……………………………………………………...12
2.1. Бюджетная классификация…………………………………………………12
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета. Доходы бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.3. Виды расходов. Расходы бюджета Республики Беларусь………………..15
Глава 3. Состояние государственного бюджета……………………………….17
3.1. Бюджетный дефицит и профицит………………………………………….17
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………..19
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….20
Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Бюджетная система Республики Беларусь…………………..27
Приложение Б. Доходы республиканского бюджета………………………….28
Приложение В. Расходы республиканского бюджета………………………...29
Приложение Г. Дефицит бюджета Республики Беларусь…………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 4 рис., 17 источник, 4 прил.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Объект исследования - государственный бюджет страны.

Предмет исследования – понятие государственного бюджета.

Цель работы: исследование понятия государственного бюджета и особенностей бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания.

Исследования  и разработки: проведен анализ возникновения дефицита бюджета, в результате которого выделены основные проблемы, предложены пути их решения.

Элементы научной  новизны: определены и сформулированы основные проблемы возникновения дефицита бюджета и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

В работе проведен анализ понятия государственного бюджета  и бюджетного регулирования, а также  особенностей и направлений бюджетной  политики в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________

                                                                                                   (подпись студента)

 

 

Содержание 

 
Введение………………………………………………………………………...…4 
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета…...…..5 
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории………………………………………………………...6 
1.2. Функции государственного бюджета……………………………………….8 
1.3. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь………9 
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета……………………………………………………...12 
2.1. Бюджетная классификация…………………………………………………12 
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета. Доходы бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….13 
2.3. Виды расходов. Расходы бюджета Республики Беларусь………………..15 
Глава 3. Состояние государственного бюджета……………………………….17 
3.1. Бюджетный дефицит и профицит………………………………………….17 
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………..19 
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….20 
Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………22 
Заключение……………………………………………………………………….24 
Список использованных источников…………………………………………...26 
Приложение А. Бюджетная система Республики Беларусь…………………..27

Приложение Б. Доходы республиканского бюджета………………………….28

Приложение В. Расходы  республиканского бюджета………………………...29

Приложение Г. Дефицит бюджета Республики Беларусь…………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер. 
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы  в общем и государственного бюджета  в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами настоящей  курсовой работы являются: 
1) раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой системы, его функций; 
2) рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; 
3) рассмотрение бюджетных дефицитов, путей их финансирования; 
4) определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества; 
5) анализ бюджетного устройства Республики Беларусь и особенностей формирования государственного бюджета в нашей стране. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность государственного бюджета 

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным  процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств [1, с. 98]. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Содержание  и основные черты государственного  бюджета как экономической категории 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными [2, с. 184]. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. 
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. 
Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие: 
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований; 
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; 
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; 
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [1, с. 115].

Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся  с возникновением государства и  развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности [1, с. 127].

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции  государственного бюджета

 

Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой государственный  бюджет выполняет следующие функции:

1. Распределительная  (перераспределительная). С помощью  распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.

2. Контрольная. Контрольная  функция заключается в том,  что бюджет через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

3. Регулирующая. Изменение  доходов и расходов госбюджета  позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы,  темпы инфляции, т.е. стабилизировать  экономику.

Согласно 2-ой классификации  функции подразделяются на:

1. Экономическая –  финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт), развитие инфраструктуры.

2. Социальная – поддержка  социально незащищённых групп  населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и других социальных программ.

3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на государственное управление.

4. Функция межотраслевого  и межрегионального перераспределения  ресурсов – поддержка депрессивных  регионов и неразвитых или  отстающих отраслей народного  хозяйства.

5. Финансирование фундаментальных  и прикладных научных исследований [3, с. 231]. 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы  построения бюджетной системы  Республики Беларусь 

Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов  и уровней бюджетов, функционирующих  на основе экономических отношений  и юридических норм [3, с. 240].

В странах с различным  государственным устройством построение бюджетной системы имеет свои особенности. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Наше государство является унитарным. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:

1) в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;

2) административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса.

Они вправе принимать  собственные нормативные акты при  условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти; жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы; 
действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.

В унитарных государствах уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами  в вышестоящие бюджеты. Вместе с  тем для определения направлений  единой бюджетной политики государства  и ее эффективности, выявления общих  тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.