Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:54, курсовая работа
Цель работы: исследование понятия государственного бюджета и особенностей бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания.
Исследования и разработки: проведен анализ возникновения дефицита бюджета, в результате которого выделены основные проблемы, предложены пути их решения.
Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета…...…..5
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории………………………………………………………...6
1.2. Функции государственного бюджета……………………………………….8
1.3. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь………9
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета……………………………………………………...12
2.1. Бюджетная классификация…………………………………………………12
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета. Доходы бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.3. Виды расходов. Расходы бюджета Республики Беларусь………………..15
Глава 3. Состояние государственного бюджета……………………………….17
3.1. Бюджетный дефицит и профицит………………………………………….17
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………..19
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….20
Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Бюджетная система Республики Беларусь…………………..27
Приложение Б. Доходы республиканского бюджета………………………….28
Приложение В. Расходы республиканского бюджета………………………...29
Приложение Г. Дефицит бюджета Республики Беларусь…………………….30
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Анализ показал, что
для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки
и реализации подходов по формированию
основных доходных источников необходимо
совершенствование налоговой политики,
сокращение налоговой нагрузки, максимальное
использование резервов для пополнения
доходной части бюджета. Таким образом,
необходимо добиться достаточных и стабильных
поступлений в бюджет и по возможности
- снизить налоговое давление на экономику
и ограничить его негативное воздействие
на темпы роста производства, инвестиций
и экспорта.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит
играет ключевую роль в механизме развития
инфляционных процессов, разрушающих
экономику страны, а также его ведущую
роль в системе показателей экономической
безопасности страны. Политика в области
финансирования бюджетного дефицита должна
основываться на использовании внутренних
источников, что предполагает сокращение
кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным Банком, повышение
эффективности рынка государственных
ценных бумаг и совершенствование механизма
управления внутренним долгом.
Среди конкретных мероприятий
по сокращению бюджетного дефицита следует
назвать такие меры, которые, с
одной стороны, стимулировали бы
приток денежных средств в бюджетный
фонд страны, а с другой – способствовали
сокращению государственных расходов, а именно:
1) изменение направлений инвестирования
бюджетных средств в отрасли народного
хозяйства с целью повышения эффективности
производства;
2) более широкое использование финансовых
льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать
специфические условия хозяйствования
и стимулирующих экономический рост;
3) резкое сокращение сферы государственной
экономики и государственного финансирования;
4) снижение военных расходов;
5) запрещение центральному банку страны
предоставлять кредиты правительственным
структурам любого уровня без надлежащего
оформления задолженности государственными
ценными бумагами.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволит стабилизировать финансовое положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.
Таким образом, с учетом
проведенного анализа, можно сделать
вывод, что эффективная бюджетная
политика государства в переходный
период зависит от многих факторов.
Существенное значение имеют активная
позиция и координация
Список использованных
источников
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит:
учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной
- М., Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 289 с.
2. М.К. Фисенко. Финансовая система Беларуси:
учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2008.
– 184 с
3. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З.
5. Налоговый кодекс республики Беларусь (Общая часть)19 декабря 2002 г. N 166-З
6. Хотько А. Закон о бюджете на 2011 год как
отражение эффективности работы народнохозяйственного
комплекса / А. Хотько; А. Хотько // Вестник
Ассоциации белорусских банков. - 2011. -
N 10. - С. 35-39.
7. Воловик, Е. Налоговое обозрение// Финансовая
газета. Региональный выпуск. - №4. – 2009.
– С. 5.
8. Макроэкономика : учеб. пособие / В. А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова (и др.) - Мн.: БГЭУ, 2009.- 270 с.
9. О бюджете на 2012 год // Народная газета.
– 2012. – 4 студзеня – С. 2-3
10. Журнал «Экономика Беларуси» №3/2011.
– С. 8-9
11. Закон Республики Беларусь 30 декабря 2011 года № 331-З
12.Экономические новости. [Электронный доступ] : http://www.afn.by/
13. БелГазета (инфармационно-аналитический ежедневник ) №39 (864), Экономика.[Электронный доступ] : http://www.belgazeta.by
14. Криштапович, М. В. Парламент поставил точку в исполнении республиканского бюджета / М. В. Криштапович, А. В. Хотько// Планово-экономический отдел. - 2011. - N 10 (100). - С. 16-21.
15. Аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов». [Электронный доступ] : http://minfin.gov.by
16. Бюджетная система Республики Беларусь.
[Электронный доступ] : http://www.yurist.by/glava-3-
17. Экономические новости. Финансы. [Электронный доступ] : http://finance.tut.by
Приложение А
Бюджетная система Республики Беларусь
республиканский бюджет
Рисунок – 1.3.1 - Бюджетная система Республики Беларусь.
Примечание – Собственная разработка
на основании источника : (15, Глава 3
Бюджетная система Республики Беларусь.
Консолидированные бюджеты)
Приложение Б
Рисунок 2.2.1 - Доходы республиканского бюджета
Примечание – Собственная разработка на основании источника: (16, Исполнение бюджета)
Приложение
В
Рисунок 2.3.1 - Расходы республиканского бюджета
Примечание – Собственная
Приложение Г
Рисунок – 3.1.1 – Величина дефицита в Республике Беларусь по отношению к ВВП в процентах за 2008-2011 года.
Примечание – Источник : (16, 17)