Государственный бюджет как основной план государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - это основное орудие перераспределения национального дохода.

Содержание работы

1.Социально-экономическое содержание бюджета……………………………..……3
2.Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны……………………..8
3.Функции бюджетов………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что родоначальником законодательного закрепления финансового плана поступающих и использующихся на нужды всего общества денежных средств в форме бюджета является Англия, где после революции 1686–1689 годов парламент лишил короля права самостоятельно устанавливать налоги. Напомним, что в России первая роспись государственных доходов и расходов была принята на 1723 год, с 1802 года эти росписи стали носить постоянный характер, а с 1811 года приняли формат бюджета России.

Сложность трактовки понятия «бюджет» обусловлена прежде всего тем, что данный термин употребляется для обозначения различных по своей природе явлений [72, с. 86]. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений (бюджет как экономическая категория), другое связано с законодательным оформлением соответствующего финансового документа (бюджет как правовая категория). Кроме того, практическая реализация бюджетных правоотношений находит свое отражение в трактовке бюджета, закрепленной Бюджетным кодексом РФ (ст. 6), где под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Основные подходы к определению бюджета можно проиллюстрировать схемой (рис. 5), где один термин соответствует трем понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Функции бюджетов

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная функция.

2. Информационная функция.

3. Институционализация общественных  предпочтений.

4. Регулирующая функция.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Бюджетная система РФ: Учебник/ А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Поднорина – Москва: Дашков и Ко, 2009 – 568 с.

2. Конституция Российской Федерации / Санкт-Петербург// Издательский дом Громова, 2004, 21-22с.

3. Бюджетная система РФ: Учебник/ Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской – Москва: Юрайт, 2012 – 615 с.

4. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года

5. Федеральный закон \"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов \".

6. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

7. Финансы: Учебник/ Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова – Москва: Экономистъ, 2012 – 682 с.

8. Финансы: Учебное пособие/ А.И. Деева – Москва: Экзамен, 2014 – 416 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет как основной план государства