Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 11:28, контрольная работа
Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - это основное орудие перераспределения национального дохода.
1.Социально-экономическое содержание бюджета……………………………..……3
2.Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны……………………..8
3.Функции бюджетов………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………16
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление « Экономика »
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По предмету: Бюджетная система РФ
На тему: Государственный бюджет как основной план государства
Вариант № 1
Выполнил: Айбатулина Наталья
Студент 4 курса
7 семестр
Содержание
1.Социально-экономическое
содержание бюджета…………………………….
2.Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны……………………..8
3.Функции бюджетов…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
1.Социально-экономическое содержание бюджета.
Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - это основное орудие перераспределения национального дохода.
Государственный бюджет возник с появлением государства. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничений между ресурсами государства и собственными ресурсами монарха. Только в период первых буржуазных революций, прежде всего, в Центральной Европе происходит отторжение главы государства от казны.
Таким образом, возникает общественный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не может лично распоряжаться. Однако, только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Со временем формирование и использование бюджета стали носить систематический характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с присущими им определенным составом, структурой, законодательством. Примечательно то, что основные направления расходной части бюджета не изменялись в течение многих столетий.
Родоначальником процесса составления и утверждения бюджета является Англия.
В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1645 году. С 1802 года такие росписи стали составляться ежегодно. И лишь с 1811 года начинается постоянное составление бюджета России.
В условиях промышленного капитализма XIX века бюджетное распределение производилось в пользу буржуазии - капиталистов и землевладельцев. К. Маркс, анализируя английский бюджет на 1852/1853 год, составленный министром финансов Дизраэли -выразителем интересов крупных землевладельцев, назвал его «рядом мероприятий к улучшению положения праздных классов», а бюджет на 1853/1854 год, составленный Гладстоном, представляющим интересы промышленной буржуазии, - «классовым бюджетом, бюджетом буржуазии».
Характеристику государственного бюджета XX столетия дал В.И. Ленин в статье «По поводу государственной росписи», в которой он анализировал бюджет царской России на 1902 год, составленный министром финансов С.Ю.Витте. Основные расходы бюджета направлялись на военные цели, на содержание императорского двора и особого корпуса жандармов, на выплату процентов по государственному долгу, субсидий землевладельцам и капиталистам. На цели просвещения ассигнования составляли менее 5% общей суммы расходов бюджета, и по этому показателю Россия была далеко позади стран Западной Европы и США. Незначительные средства направлялись на помощь голодающему вследствие неурожая населению. Доходы бюджета базировались на косвенном обложении, прежде всего товаров массового потребления. Крупные поступления (30% всех доходов) обеспечивала государственная винная монополия. Поэтому бюджеты царской России часто называли «пьяными бюджетами» *.
С начала XX века основной тенденцией в области расходов государственного бюджета является постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. После войны расходы незначительно снижаются, и вскоре начинается их дальнейший рост.
Произошли существенные изменения и в структуре налогов - основного дохода государственных бюджетов. Если в XIX веке главными были косвенные налоги, включаемые в цены товаров, то в XX веке, особенно во второй половине, резко повысилось значение прямых налогов и главных из них - подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль корпораций.
В переводе с английского слово «бюджет» («budget») означает «мешок с деньгами, кошелек». А точнее, так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и регулярно выступал с отчетом перед Палатой лордов. В наши же дни в законодательстве Российской Федерации появилось вполне легальное определение бюджета. В соответствии со ст. 6. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145 - ФЗ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Социально-экономическую роль
бюджета трудно переоценить. Бюджет-это
основа функционирования средств государства
в целом, а также его национально-государственных
и административно-
Бюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы. Входя в число важнейших хозяйственных функций государства, бюджетное регулирование носит многоцелевой характер, в частности это:
- поддержание стабильности экономики;
- обеспечение ее
- предотвращение кризисных ситуаций;
- проведение антикризисных мероприятий;
- обеспечение структурных сдвигов.
Основой бюджетного регулирования является закрепление источников доходов за бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней. С помощью этих рычагов государство может оказывать регулирующее воздействие и на товаропроизводителей. Бюджетное регулирование достаточно развито не только в централизованно планируемой экономике, но и в рыночной экономике.
Таким образом, бюджет -- это объективно обусловленное звено финансовой системы, публичных финансов, централизованный фонд денежных средств, предназначенный для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.
Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными и регулируются Бюджетным кодексом РФ. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений, но имеют определенную специфику.
Во-первых, они возникают в распределительном процессе, обязательным участником которого является государство (в лице органов власти различных органов управления).
Бюджетные отношения в процессе функционирования материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как уровень развития экономики, методы хозяйствования на предприятиях; решаемые обществом экономические и социальные задачи, масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.
Экономическая сущность понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существуют три подхода к определению бюджета.
Во-первых, по своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.
Во-вторых, эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, нужд обороны, государственного управления, социально-культурных мероприятий.
В-третьих, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, так как он является экономической формой существования объективно обусловленных распределительных отношений.
Бюджет, являясь одной из основных экономических категорий, в свою очередь, объединяет другие экономические категории (налоги, государственные расходы и пр.) так как через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
2.Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны
Возникновение и развитие
бюджета связано с зарождением
государства и формированием
его финансовой системы. На современном
этапе развития бюджетная
Сущностная сторона финансов характеризуется тем, что это система экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта в связи с формированием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и накоплений, использованием их на расширенное воспроизводство в целях удовлетворения социальных и других потребностей общества. Объективный характер бюджетных отношений определяется необходимостью концентрации в руках государства определенной доли ВВП для расширенного воспроизводства на нужды всего общества.
Основной признак финансов – наличие денежных отношений, выступающих материальной основой существования и функционирования финансовых отношений. Напомним, наличие денег является лишь достаточным условием функционирования финансов, причина же их появления – потребность органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения государством возложенных на него экономических, политических, социальных и других задач.
Таким образом, именно бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Несмотря на длительный период существования понятия «бюджет», его толкование до настоящего времени носит дискуссионный характер. В специальной и учебной российской литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная экономико-правовая категория.
Как экономическая категория бюджет выражает определенные экономические отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, связанные с перераспределением ВВП в связи с необходимостью удовлетворения социально-экономических и властно-политических функций государства и его граждан. Таким образом, данные отношения имеют две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда (поступление доходов) и по поводу его следует отметить, что в рамках экономических отношений система денежных отношений является применительно к финансовым отношениям более общей системой, а последняя – более общей применительно к бюджетным отношениям.
Как правовая (юридическая) категория бюджет является основным финансовым планом (смета доходов и расходов государства (муниципального образования), принимаемым законодательным (представительным) органом власти в рамках строгой регламентации.
Информация о работе Государственный бюджет как основной план государства