Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:27, доклад
Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……….………….………..4
2.Принципы построения государственного бюджета …..……..……………... 8
3. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………………………………….…..19
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное
«Волгоградский
государственный социально-
( ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и управления
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
реферат
по дисциплине «Налогообложение »
|
Выполнила: Алещенко Ирина Алексеевна (гр. ЭУ-ЭБ-21) ______________________________ |
Проверила: Калашникова
______________________________ |
Волгоград
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие и сущность государственного бюджета……….………….………..4
2.Принципы построения государственного бюджета …..……..……………... 8
3. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………………………………….…..19
Введение
Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджетные отношения представляют
собой финансовые отношения государства
на федеральном, региональном (субъектов
федерации) и местном уровнях
с государственными, акционерными и
иными предприятиями и
Бюджетная система призвана
играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой
обуславливаются его
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
1. Понятие и сущность государственного бюджета
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами, называются бюджетными отношениями.
Бюджетные отношения включают:
1. Отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2. Отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией. [2,c.23]
Совокупность бюджетных отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда страны составляет содержание категории государственного бюджета.
Особенности бюджета как особой экономической категории:
1.Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.
- Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.
2. Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.
3. Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Функции бюджета:
- Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.
- Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.
Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Доходы бюджета служат базой деятельности государства, а расходы бюджета - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.
Цель государственного бюджета - финансовое обеспечение функций государства.
Форма функционирования бюджетов - планомерность, т.е. предварительное составление планов формирования и использования бюджета их согласование.
Механизм бюджета - система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик: 1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.
Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.
Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.
Соотношение доходов и расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит. Напротив, в случае превышения доходов образуется остаток свободных денежных средств - профицит.
Сущность государственного бюджета проявляется в его функциях. Объективно бюджет выполняет одну функцию - перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.
Важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом - план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
План бюджета строится на:
-данных прогнозов развития экономики;
-динамике потребностей членов общества;
-особенностях реализации государственных функций, прежде всего в области финансовой политики.
От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия госбюджета на социально-экономическое развитие страны, в том числе:
-на социально-экономическое положение населения и его отдельных категорий;
-состояние финансового и производственного капитала государства;
-финансовое положение страны;
-качество государственного регулирования;
-международный финансово-
Во взаимосвязях госбюджета
с экономикой и обществом традиционно
решаются две основные проблемы. Первая
состоит в том, чтобы при изъятии
значительной части добавленной
стоимости и имущества у
2. Принципы построения государственного бюджета
Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
Он означает:
-право законодательных
органов государственной
-наличие собственных
источников доходов у бюджетов
каждого уровня бюджетной
-законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов
и полномочий по формированию
доходов соответствующих
-право органов
-право органов
-недопустимость изъятия
доходов, дополнительно
-недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.