Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:27, доклад
Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любой страны. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Понятие и сущность государственного бюджета……….………….………..4
2.Принципы построения государственного бюджета …..……..……………... 8
3. Роль государственного бюджета в регулировании экономики …………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………………………………….…..19
Все государственные и
муниципальные расходы подлежат
финансированию за счет бюджетных средств,
средств государственных
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
Принцип эффективности и
экономности использования
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления
от источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета за исключением
доходов целевых бюджетных
8. Принцип гласности
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
9. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.
Оптимистичные проектировки
бюджетных доходов могут
Заниженные прогнозы инфляции
приводят к значительному отставанию
запланированных в бюджете
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
3.Роль государственного
бюджета в регулировании
Бюджет является важным звеном
финансовой системы страны. Отражая
содержание процессов производства
и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
Именно через бюджет производится
направленное воздействие на образование
и использование
Итак, согласно официальному определению, представленному в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С экономической точки
зрения государственный бюджет РФ представляет
собой совокупность экономических
(денежных) отношений, возникающих в
процессе образования, планового распределения
и использования
Как юридическая категория
(с правовой точки зрения), бюджет
представляет собой основной финансовый
план образования, распределения и
использования публичных
Под федеральным бюджетом понимают основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Федеральный бюджет представляет
собой основной финансовый план государства,
через который мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для последующего
их перераспределения и
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
Бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации [2, c. 28].
Бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам местного самоуправления [1].
Основное назначение бюджета состоит в том, что он позволяет аккумулировать публичные денежные фонды в руках государства и использовать их для различных программ. Однако помимо данной задачи бюджет выполняет следующие функции:
1.Распределительная
Посредством поступлений
в бюджет осуществляются формирование
государственных финансов и их распределение.
Через бюджет осуществляются перераспределение
ВВП, что придаёт бюджету
2.Аналитическая
Классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей общества и государства.
3.Общетеоретическая
Способствует развитию экономической и юридической науки (например, науки государственного управления, общей истории финансов)
4.Контрольная
Посредством бюджета можно осуществлять мониторинг и контроль объемов потребностей и возможностей общества и государства.
5.Критическая
Бюджетные отношения выявляют недостатки действующего законодательства. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.
Государственный бюджет как
основной финансовый план государства
дает органам власти реальную экономическую
возможность осуществления
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Бюджет можно рассматривать
как универсальную форму
Через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Данные средства направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов.
Перечисленные выше функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.
Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности,
Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменениям хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.
Можно отметить только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация дайной функции приобретает здесь особенно важное значение.
Заключение
Подводя итоги рассмотрения государственного бюджета, можно сделать вывод.
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.
Также государственный бюджет служит основным инструментом государственного регулирования экономики. Государственный бюджет и проводимая бюджетная политика позволяют реализовать основные функции государственной власти, главная задача которой, повышение экономического роста и роста благосостояния граждан.
В настоящее время бюджетная политика и бюджет неотделимы друг от друга.