Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:14, реферат

Описание работы

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_rabota.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

В связи с расширением функций  государства появились многие новые  косвенные затраты, связанные с  поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

В таблице 1.2.1 представлена структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларуси.

 

Таблица 1.2.1 Структура расходов консолидированного бюджета

Республики  Беларуси

 

2009 год

(тыс. руб.)

2010 год

(тыс. руб.)

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

6 061 017 583,0

7 389 259 417,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

908 427 245,0

1 130 646 989,0

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 
     1 484 282 505,0

 

1 729 195 084,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

5 743 056 228,0

7 118 508 442,0

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

425 938 477,0

480 736 250,0

ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

6 946 805,0

8 967 697,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

732 843 746,0

919 458 930,0

ФИЗ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     367 931 206,0

 

 

407 015 564,0

ОБРАЗОВАНИЕ

1 004 273 451,0

1 157 326 639,0

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

9 903 444 838,0

11 669 968 267,0

ВСЕГО

26 638 162 084,0

32 011 083 279,0


В 2010 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 20% по сравнению с 2009 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 24%, общегосударственные расходы – на 22%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 29%.

В 2007 году по сравнению  с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета  на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации,

Более 90% расходов бюджета  по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16% и "Транспорт" – 7%.

Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

В расходах консолидированного бюджета в 2007 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17% всех бюджетных расходов.

Все расходные  статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

 

Политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.

 

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны  с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

 

 

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:

  1. Обусловленность     конкретных    видов    платежей существующими 
    экономическими и социально- политическими факторами, постоянным 
    совершенствованием   системы   бюджетных   доходов   в   соответствии   с 
    потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в 
    размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов 
    роста экономики и реализации социальных программ;
  1. Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не 
    связано с трудовыми усилиями предприятия.

Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами  собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.

 

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран  показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

 В свою очередь,  доходы бюджета подразделяются  на такие виды как: налоговые,  неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль и доходы;
  • Экологический налог;
  • Налог на недвижимость;
  • Таможенные экспортные и импортные пошлины;

К неналоговым доходам  относятся доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

 

Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

К доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

В таблице 1.2.2 приведены доходы республиканского бюджета.

 

Таблица 1.2.2 Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь

Показатели

январь-декабрь

2009

январь-декабрь

2010

Налоговые доходы - всего 

70,1

71,3

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль 

16,0

15,5

в т.ч. - подоходный налог 

6,5

6,4

  • Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

  • Налоги на собственность

3,3

3,2

  • Налоги на товары и услуги

38,4

35,0

в т.ч. - НДС 

19,2

18,0

- акцизы 

7,4

6,3

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,4

13,1

Взносы на государственное  социальное страхование 

24,2

23,4

Неналоговые доходы

5,7

5,3

Итого доходов

100,0

100,0


 

За 2010 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.

 

Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета  осуществляется по следующим направлениям:

 • планирование контингентов всех видов доходов; 
          • распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

 • определение размеров финансовой помощи, предоставляемой 
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

  • формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки территорий   и   определение   размеров   трансфертов   для   выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.

 

Также, в области  формирования доходов можно предложить следующее:

1. Применение     более     прогрессивных     методов     планирования     и прогнозирования,   обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на   основе экономико-математических   методов   и   моделирования,   выбор   оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей   как основы планирования доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

4. Реструктуризация   доходов   бюджета.   Имеется   в   виду   оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании    доходов    бюджета    (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.)

 

1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях

 

При решении  вопросов распределения доходов  и расходов между бюджетами различных  уровней следует исходить из следующих  положений:

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны