Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:14, реферат
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.
В таблице 1.2.1 представлена структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларуси.
Таблица 1.2.1 Структура расходов консолидированного бюджета
Республики Беларуси
2009 год (тыс. руб.) |
2010 год (тыс. руб.) | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ |
6 061 017 583,0 |
7 389 259 417,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
908 427 245,0 |
1 130 646 989,0 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ |
|
1 729 195 084,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
5 743 056 228,0 |
7 118 508 442,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
425 938 477,0 |
480 736 250,0 |
ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ |
6 946 805,0 |
8 967 697,0 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
732 843 746,0 |
919 458 930,0 |
ФИЗ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
367 931 206,0 |
407 015 564,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
1 004 273 451,0 |
1 157 326 639,0 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
9 903 444 838,0 |
11 669 968 267,0 |
ВСЕГО |
26 638 162 084,0 |
32 011 083 279,0 |
В 2010 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 20% по сравнению с 2009 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 24%, общегосударственные расходы – на 22%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 29%.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации,
Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16% и "Транспорт" – 7%.
Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.
В расходах консолидированного бюджета в 2007 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17% всех бюджетных расходов.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
Политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:
Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
В свою очередь,
доходы бюджета подразделяются
на такие виды как: налоговые,
неналоговые, безвозмездные
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
К неналоговым доходам относятся доходы:
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
К доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице 1.2.2 приведены доходы республиканского бюджета.
Таблица 1.2.2 Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь
Показатели |
январь-декабрь 2009 |
январь-декабрь 2010 |
Налоговые доходы - всего |
70,1 |
71,3 |
в том числе: |
||
|
16,0 |
15,5 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,5 |
6,4 |
|
1,8 |
0 |
|
3,3 |
3,2 |
|
38,4 |
35,0 |
в т.ч. - НДС |
19,2 |
18,0 |
- акцизы |
7,4 |
6,3 |
|
5,4 |
13,1 |
Взносы на государственное социальное страхование |
24,2 |
23,4 |
Неналоговые доходы |
5,7 |
5,3 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
За 2010 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.
Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:
• планирование контингентов
всех видов доходов;
• распределение
регулирующих доходов между уровнями
бюджетной системы в порядке и пропорциях,
предусмотренных законодательством;
• определение размеров финансовой
помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций,
субвенций, субсидий);
• формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки территорий и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.
Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.
Также, в области формирования доходов можно предложить следующее:
1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.)
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях
При решении вопросов распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней следует исходить из следующих положений: