Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:14, реферат
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
Распределение расходов между уровнями бюджетов является еще более сложной проблемой, которая по-разному решается в разных странах. Во многих странах с переходной экономикой правительство несет ответственность за оборону и общенациональную систему обслуживания населения, а на местные органы власти возложены расходы на развитие образования, здравоохранения, городской инфраструктуры и различных служб местного уровня.
В любом случае диспропорции между доходами и расходами региональных органов власти делают необходимым перераспределение средств между бюджетами различных уровней.
Вместе с
тем при распределении
Задача состоит в том, чтобы при формировании республиканского бюджета обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений.
В настоящее время доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам с целью оказания им финансовой помощи.
Такая используемая с давних лет многоканальная система формирования доходов местных бюджетов основана на принципах распределения доходов между различными уровнями бюджетов, в соответствии с которыми наиболее значимые, регулярно поступающие доходы зачисляются в республиканский бюджет.
В основу доходов местных бюджетов в этом случае закладываются муниципальные (собственные) доходы, налоги и сборы, а для укрепления доходной базы за местными бюджетами в соответствии с законодательством Республики Беларусь закрепляются полностью или частично определенные доходы.
Поскольку объём расходов каждого бюджета не может ограничиваться только собственными доходами ввиду их недостаточности, для покрытия дефицита требуется привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов – регулирующих доходов в виде отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, а также дотаций, субсидий, субвенций.
Перераспределение доходов между отдельными видами бюджетов путем передачи средств вышестоящими бюджетами нижестоящим и составляет содержание бюджетного регулирования.
Наиболее крупными
до недавних пор были расходы бюджета
на финансирование народного хозяйства.
В их состав включались расходы на
отрасли материального
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
Часть средств бюджета государство направляет на оборону.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
Поэтому одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег.
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
* Монетизация бюджетного дефицита;
* Внешнее долговое финансирование;
* Внутреннее долговое финансирование.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Основной задачей бюджетной политики в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом,
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и внутренние.
В таблице 1.4.1 представлены данные по финансированию дефицита республиканского бюджета на 2010 год.
Таблица 1.4.1 Финансирование дефицита республиканского бюджета
2010 год (тыс. руб.) | |
Общее финансирование |
1 400 000 000,0 |
Внутреннее финансирование |
408 275 690,0 |
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь |
–890,0 |
Кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета |
–890,0 |
погашение основного долга по долгосрочным кредитам |
–890,0 |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
500 000 000,0 |
привлечение средств |
1 600 000 000,0 |
погашение основного долга |
–1 100 000 000,0 |
Продолжение таблицы 1.4.1 | |
Прочие источники внутреннего финансирования |
–11 692 600,0 |
получение средств |
6 451 400,0 |
в том числе поступления |
6 451 400,0 |
погашение основного долга |
–18 144 000,0 |
в том числе погашение |
–18 144 000,0 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
–105 323 700,0 |
Поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) |
4 070 700,0 |
Увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) |
–109 394 400,0 |
Изменение остатков средств бюджета |
25 292 880,0 |
Внешнее финансирование |
991 724 310,0 |
Кредиты международных финансовых организаций |
–13 487 040,0 |
использование кредитов |
19 433 520,0 |
погашение основного долга |
32 920 560,0 |
Кредиты правительств иностранных государств |
–241 071 120,0 |
использование кредитов |
159 248 160,0 |
погашение основного долга |
–400 319 280,0 |
Прочие источники внешнего финансирования |
1 246 282 470,0 |