Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:42, реферат

Описание работы

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственного долга.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Файлы: 1 файл

курсовая пример (с заключениями и выводами).docx

— 38.45 Кб (Скачать файл)

Стремясь воспрепятствовать  оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к  уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции  Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов  и расходов. В первую очередь это  страны с развитыми рыночными  отношениями.

В качестве примера сбалансированного  бюджета, можно привести бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия  по проведению ревальвации национальной денежной единицы.

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального  производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых  мер в государстве.

Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с  развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так  же рассмотрение зависимостей связанных  с проявлениями дефицита бюджета  по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический  дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого  «скрытого дефицита». По оценкам  зарубежных специалистов к его появлению  приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макроэкономических показателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование  последних не в полном объеме. В  свою очередь совокупность сокращенных  статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а  это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального  дефицита бюджета страны.

Более глубокий анализ опыта  передовых стран показывает, что  нельзя не учитывать в качестве внутреннего  государственного долга задолженность  государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы  работников бюджетной сферы. Такие  задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части  бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный  дефицит.

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой  международной и присутствует в  бюджетах всех стран с развитыми  рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами  многих стран, в том числе и  правительством США, самой мощной и  экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его  доли в бюджете государства) зависит  от правильности подхода правительства  к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов  направленных на поддержание национального  производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма  их выполнения, наиболее верный путь, ведущий  к сбалансированному бюджету  государства. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

В США в 1991 г. был принят план сокращения и постепенного сведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но страна не отказывается от намеченной цели. В 1995 г. принят закон "О сбалансированном бюджете", сведение дефицита к нулю намечено на 2002г. Главным считается  не увеличение доходов государства (предполагается снижение налогов), а  сокращение его расходов. Для этого  проводятся детальная инвентаризация и анализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняются  устаревшие "программы-динозавры", которые не пересматривались десятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций, ответственных  за выполнение одних и тех же статей бюджета. Пересматривается не только бюджетный  процесс в целом, но и функции  президента, комиссий конгресса по разработке и контролю за исполнением бюджета.

ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

2.1 СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ  ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют следующие способы финансирования:

1) кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2) увеличение налоговых  поступлений в госбюджет. 

3) выпуск займов;

1) В случае монетизации  дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Правительства особенно часто  прибегают к этому средству в  критических ситуациях -- во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены -- заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной  и социальной, стабильности правительства  развитых стран всемерно избегают неоправданной  эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме  отсроченных платежей. В последнем  случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном  секторе, то производители заранее  увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

 

Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются  Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

2) Второй способ вряд  ли можно отнести к способам, используемым исключительно для  финансирования дефицита бюджета.  Он широко применяется и просто  в целях пополнения доходов  бюджета. Проблема увеличения  налоговых поступлений в государственный  бюджет выходит за рамки собственного  финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

3) Если дефицит госбюджета  финансируется с помощью выпуска  государственных займов, то увеличивается  средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций  в частном секторе, падению  чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет  стимулирующий эффект фискальной  политики. [22, с.569]

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет  угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для  этого роста, что является характерным  для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении непосредственно в  Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее  опасны, чем эмиссия, но и они оказывают  определенное негативное воздействие  на экономику страны.

Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает  к принудительному размещению государственных  ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, если правительство  даже и создает достаточные стимулы  для приобретения юридическими и  физическими лицами правительственных  ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита  частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как  государственные органы.

Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита -- росту учетной ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

2.2 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Развал СССР, потеря экономических связей между бывшими  союзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе  и в нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский  и консолидированный бюджеты  исполняются с дефицитом.

Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи  встает вопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.

Так как дефицит  бюджета предусматривает его  финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает  не величина бюджетного дефицита, а  источники, используемые для его  покрытия.

Согласно бюджетной  классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной  классификации Республики Беларусь»  от 18 декабря 2002 года с изменениями  и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Внутреннее финансирование дефицита включает:

1. Источники, получаемые  от органов денежно-кредитного  регулирования, в основном представленные  кредитами Национального банка  и ценными бумагами, приобретенными  им непосредственно у правительства.

2. Источники, получаемые  от коммерческих банков и иных  юридических и физических лиц  (государственные краткосрочные  и долгосрочные операции, векселя  правительства Республики Беларусь, прочие государственные ценные  бумаги).

3. Источники, получаемые  из других секторов государственного  управления: заемные средства, полученные  из государственных внебюджетных  фондов, операции по средствам  в иностранной валюте и др.

4. Прочие источники  внутреннего финансирования.

Внешнее финансирование дефицита включает:

1. Чистые кредиты международных финансовых организаций.

2. Кредиты правительств  иностранных государств.

3. Государственные ценные  бумаги Республики Беларусь, выпущенные  на внешних финансовых рынках.

4. Прочие источники внешнего  финансирования.

С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью  осуществлялось за счет эмиссии Национального  банка.

С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:

1. Свести к минимуму  эмиссионное кредитование Национальным  банком дефицита республиканского  бюджета.

2. Принять необходимые  меры для более динамичного  развития рынка государственных  ценных бумаг:

· расширить номенклатуру государственных ценных бумаг, выпуская облигации с более разнообразными сроками обращения, механизмами  погашения и выплаты доходов;

· принять меры для улучшения  ликвидности банковской системы: в  первую очередь, отказаться от принуждения  банков к кредитованию определенных субъектов хозяйствования;

· по мере повышения реальных доходов населения провести внутренний облигационный заем для населения.

Информация о работе Государственный долг