Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:42, лекция

Описание работы

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита
2. Управление государственным кредитом
3. Государственный долг: содержание и основные формы

Файлы: 1 файл

государственный кредит.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Обслуживание государственного долга предполагает,

во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств;

во-вторых, выплату доходов по ним;

в-третьих, погашение  долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

К таким способам относят  рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование  — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация  — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство  может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения  займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит  в ликвидации части внешней задолженности  путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен  на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен  на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг  в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг  в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация  долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.

Долговая политика РФ на современном этапе

Размещение таких значительных заимствований объясняется не потребностями в средствах федерального бюджета, а необходимостью выполнения других задач, сформулированных в Основных направлениях долговой политики РФ:

•      уменьшения абсолютных и относительных размеров внешнего долга РФ путем его замены внутренними заимствованиями;

•      сохранения и развития национального рынка  государственных ценных бумаг;

•      использования  инструментов долговой политики, в  частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития;

•      дополнительной стерилизации избыточной денежной массы  и борьбы с инфляцией.

 

3. Государственный долг: содержание и основные формы

 

Государственный долг — это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (БК ст. 97).

Обеспечением государственного долга России служат все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме (ст. 98 БК РФ):

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

На практике РФ привлекала заемные средства в основном двумя путями:

(1) размещением долговых  ценных бумаг и 

(2) получением кредитов  у специализированных финансово-кредитных  институтов.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы —  внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

 

Государственные внутренние заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ (БК РФ, ст. 89).

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Государственные внешние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (БК РФ, ст. 89).

Согласно ст. 98 БК РФ в  объем государственного внутреннего  долга включаются:

•     основная  номинальная  сумма  долга  по  государственным ценным бумагам;

•     объем  основного долга по кредитам, полученным РФ;

•     объем  основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

•    объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Рыночные ценные бумаги, выпущенные государством, образуют рынок государственных ценных бумаг, который входит в состав финансового рынка. С помощью рынка государственных ценных бумаг обеспечивается реализация функций государственного кредита как экономической категории, а именно:

• осуществляется заимствование  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц  в целях финансирования бюджетного дефицита;

• обеспечивается проведение денежно-кредитной политики Центробанка;

• осуществляется регулирование  ликвидности коммерческих банков и  финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.

Облигация— это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации  выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать  как особую форму инвестиций. Они  признаются наиболее падежными и  ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

Классификация государственных ценных бумаг 

Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков.

(1) По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

(2) По месту размещения — внутренние и внешние государственные займы.

(3)  Рыночные и нерыночные государственные заемные инструменты. 

Рыночные займы свободно продаются и покупаются.  Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владельцев.

Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг  и обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых  и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвечают государственные сберегательные облигации.

(4) По сроку привлечения средств —

 краткосрочные (со сроком погашения до одного года),

 среднесрочные (от одного до пяти лет),

 долгосрочные (от пяти лет и выше).

Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении  доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; Японии — 60 дней; Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в США — от одного года до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

Информация о работе Государственный кредит