Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:42, лекция
1. Социально-экономическая сущность государственного кредита
2. Управление государственным кредитом
3. Государственный долг: содержание и основные формы
(5) По обеспеченности долговых обязательств —
закладные и
беззакладные.
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти.
Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
выигрышные,
процентные и
с нулевым купоном долговые обязательства.
Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты.
Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
(7) По методу определения дохода — долговые обязательства государства
с твердым доходом
с плавающим доходом.
В ряде случаев
фиксированная ставка по ценным бумагам
является причиной роста расходов государства
на выплату процентов, в других случаях
она может отпугнуть
(8) Обязательства
с правом досрочного погашения
без права досрочного погашения.
Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.
Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ.
Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее — уполномоченные организации).
Денежные расчеты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.
ОФЗ выпускаются
в документарной форме с
ОФЗ с амортизацией долга впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами.
Нерыночные ценные бумаги Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями (ГСО).
Облигации являются именной федеральной государственной ценной бумагой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.
Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нерезиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица:
• страховые организации;
• негосударственные пенсионные фонды;
• акционерные инвестиционные фонды;
• Пенсионный фонд РФ и
иные государственные внебюджетные
фонды РФ — в случае, если инвестирование
их средств в государственные
ценные бумаги предусмотрено
Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:
(1) на получение при погашении
облигаций их номинальной
(2) предъявление облигаций к
обмену на федеральные
(3) предъявление облигаций к
выкупу в порядке,
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.
Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций.
В соответствии с программой
государственных внешних
Мировой банк реконструкции и развития (МБРР) предоставляет кредиты на такие проекты, как:
• техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне;
• модернизация казначейской системы РФ;
• модернизация налоговой службы;
• развитие финансовых учреждений;
• развитие рынка капитала;
• модернизация информационной системы таможенных органов;
• управление окружающей средой;
• поддержка реформы в электроэнергетическом секторе;
• правовая реформа и др.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставляет кредиты на такие проекты, как:
• модернизация железнодорожного транспорта России;
• завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др.