Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Управление интеллектуальным капиталом (нематериальными активами) - задача более сложная, чем управление материальными и финансовыми ресурсами, ведь методический инструментарий для учета и оценки таких активов еще находится в стадии становления. В обыденном языке под интеллектуальным капиталом обычно понимаются особые знания и способности людей. Интеллектуальный капитал как экономическая категория - намного более сложное и комплексное понятие. «Сложное» означает, что он состоит из ряда связанных между собой частей: интеллектуальной собственности, технологического и организационного ноу-хау, сетевого капитала, человеческого капитала, репутации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 37.05 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления

 

 

 

Выполнил

Студент 1курса

очной формы обучения

Пупышев К.А.

Научный руководитель

д-р.экон.наук., профессор

Мильчакова Н.Н

 

 

 

Тюмень 2013

 

Введение

 

Управление интеллектуальным капиталом (нематериальными активами) - задача более сложная, чем управление материальными и финансовыми ресурсами, ведь методический инструментарий для учета и оценки таких активов еще находится в стадии становления. В обыденном языке под интеллектуальным капиталом обычно понимаются особые знания и способности людей. Интеллектуальный капитал как экономическая категория - намного более сложное и комплексное понятие. «Сложное» означает, что он состоит из ряда связанных между собой частей: интеллектуальной собственности, технологического и организационного ноу-хау, сетевого капитала, человеческого капитала, репутации. «Комплексное» означает, что все эти части взаимозависимы, отличаются неоднородностью (сравните, например, технологические знания и репутацию компании), а точно предсказать результат управленческого воздействия на такой объект невозможно. Между тем интеллектуальный капитал представляет собой главный ресурс для инновационной деятельности предприятия, и управлять им необходимо. Неписаная мудрость менеджмента гласит: управлять можно только тем, что можно измерить.

Интеллектуальный капитал - это капитал, постоянно генерирующий инновации, т.е. обеспечивающий непрерывный процесс превращения нового знания в новые товары и услуги.

Происходящие сегодня в экономике перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов его определяющих. Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике.

 

 

 

Глава 1.Структурирование капитала

 

 Сущность и  структура  капитала

 

В условиях информационного общества интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого индивида, любого экономического субъекта и влияет на его эффективное функционирование. Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. Основой общественного развития человечества признан «умственный запас», поэтому проблема воздействия интеллектуального капитала на результаты деятельности субъектов является весьма актуальной в настоящее время.

Для эффективного и рационального использования интеллектуального капитала весьма важной остается проблема определения данной категории. Необходимо отметить, что этот вопрос в настоящее время является одним из нерешенных как в отечественной, так и в зарубежной науке. Несмотря на наличие, достаточно большого количества исследований по рассматриваемой нами проблеме, категория «интеллектуальный капитал» по-прежнему остается одной из неопределенных и наиболее подвижных.[8]

Природа капитала, его сущность приковала к себе внимание экономической мысли на протяжений столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений люди по разному отвечают на вопрос, что такое интеллектуальный капитал. Категория интеллектуального капитала актуализировалась на информационной стадии развития экономике в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве на ряду с физическим капиталом и трудом.

По А. Стюарду «интеллектуальный капитал - это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках, объединенные вместе, эти знания составляю интеллектуальный капитал.

По К. Тейлору «интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная собственность.

Множественность определений еще раз показывает о недостаточной изученности категории, о ее многогранности, об отсутствии единого понимания ее сути. Анализ приведенных определений позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего все участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов стоящих перед ними управленческих задач определения интеллектуального капитала, нет. Требуется такая формулировка термина «интеллектуальный капитал», которая имела бы управленческую направленность;

устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области;

указала направление к разработке метода оценки уровня интеллектуального капитала;

позволяла бы вести оценку изучаемого явления индивидуального для объекта и независимо от временных рамок;

- открыла бы путь для  дальнейших исследований в данном  направлении.

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью[7,с.31-33]. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Б. Б. Леонтьев придерживается определения интеллектуального капитала, данного Л. Эдвинсоном, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть и заемным, или собственным.

Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего, новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, (интетеллектуальный капитал). Основу деятельности традиционной компании составляет совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев компании. Эти владельцы несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная компания- это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью капиталисту. Инвестиционная компания «Скандия» стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить его составляющие.

Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Это отношение с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды , торговые марки, имидж организации. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивного обращения с персоналом компании.

Ряд авторов, использует несколько иную классификацию состава интеллектуального капитала, подразделяя ее на внутреннюю и внешнюю структуры, а так же на компетенцию персонала. При этом имеется четкое соответствие между этими способами определения структуры интеллектуального капитала. Организационному капиталу соответствует внутренняя структура, потребительскому - внешняя структура, а человеческому - компетенция персонала. Конкретное наполнение этих терминов выглядит следующим образом:

Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умение и навыки, опыт и энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры.

Внутренние структуры - это патенты, концепция, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации.

Интеллектуальный капитал можно оценивать не только с помощью финансовых показателей. Его отдельные составляющие поддаются оценке не финансового характера. Оценки такого рода производиться в целях повышения конкурентно способности организации, более полного анализа факторов этой конкурентно способности. Эти оценки могут использоваться как инструмент представление положения дел в организации для внешних и внутренних потребителей.

Основная цель оценки интеллектуального капитала - обеспеченность устойчивого развитие организации. Интеллектуальный капитал представляет собой основу для будущего роста. Поэтому оценка интеллектуального капитала помогает формировать долгосрочную стратегию организации в постоянно меняющейся внешней обстановке и используется как инструмент коммуникации и, прежде всего, как аргумент в пользу организации.

Несмотря на то, что интеллектуальный капитал становиться основным фактором экономического роста компаний, регионов и стран, традиционная экономическая теория и управленческая практика делают основной акцент на физических активах и материальных продуктов труда. Новые подходы к развитию фирм и организаций переносят акцент управленческих возможностей на интеллектуальный капитал, применяя новые подходы и методы, и в их числе менеджмент знаний[1, с. 436-446]

Управлять можно только тем объектом, который подвергается измерению. Известные определения интеллектуального капитала не ориентированы на решение управленческих задач, основной удар в них сделан на выявлении сути явления. Для придания и исследуемую категорию управленческой направленности вводится понятие уровень интеллектуального капитала хозяйствующего субъекта, который является сравнительной числовой характеристикой. Уровень интеллектуального капитала это один из определяющих конкурентоспособность предприятия интегральный показатель, объединяющий интеллектуальный потенциал, сформированный из человеческих, инфраструктурных, маркетинговых активов и интеллектуальной собственности, и результат его реализации, выраженный добавленной стоимостью за оцениваемый период[7,с. 33].

Под конкурентоспособностью предприятия в определении подразумевается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутая без ущерба окружающих, определяемая конкурентоспособностью его конкретных товаров, уровнем интеллектуального капитала и конкурентного потенциала характеризующих способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналогов.

В предложенном определении уровень интеллектуального капитала критерием результативности реализации интеллектуального потенциала принята добавленная стоимость. В кампания с развитым интеллектуальным капиталом, как правило, применяется наиболее совершенная, дорогостоящее оборудование, квалифицированный труд , а так же выпускаемая продукция отличается высокой конкурентно способностью и рентабельностью и приносить компании прибыль выше средне отраслевой. В результате совокупности эти факторы позитивно отражаются в величине добавленной стоимости компании. Действительно в настоящее время компании, хозяйствующие в одинаковой макроэкономической среде, имеющие схожую техническую и технологическую оснащенность могут иметь разнящийся много кратно результат деятельности. Основной причиной этого, как правило, является различие в этих компаниях уровня интеллектуального капитала и эффективность их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Интеллектуальный капитал

 

За последнее время внимание к интеллектуальному капиталу неизмеримо выросло, так как он становится основной производительной силой общества. Импорт результатов интеллектуальной деятельности в виде проектов, компьютерных программ, книг, консультаций приносит ежегодно передовым странам мира (США, Англия, Франция, Германия и др.) огромные прибыли. интеллектуальный капитал управление

Интеллект становится средством производства, когда умственная энергия организована с пользой для дела, т.е. ей придана четкая форма (реестр почтовых отправлений, база данных, повестка совещания, техническое описание процесса), и она может быть использована для создания чего-то такого, что невозможно создать, пока она остается в неупорядоченном состоянии.

Дело в том, что у интеллектуального потенциала процесс износа и обесценивания протекает иначе, чем у материально-вещественных факторов. В первые годы функционирования интеллектуального капитала за счет физического взросления работника, а также за счет накопления им производственного опыта, экономическая ценность запаса его знаний и способностей не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, напротив, возрастает. Наблюдается процесс повышения ценности интеллектуального капитала. Обычно темпы физического и морального износа запаса знаний и квалификации начинают перекрывать значение непрерывно продолжающегося роста другого актива - производственного опыта, где-то к концу второго десятилетия трудового стажа. Лишь с этого момента начинается процесс обесценивания интеллектуального капитала. Причем темпы его, как правило, намного ниже темпов амортизации основного капитала.[2, с. 36].

Важен факт, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, в условиях рынка, как и другие формы капитала, когда способность к труду является товаром, приносящим не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Рынок платит за то, что обладает ценностью. Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее резко бросается в глаза. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается[4, с. 54].

«В рамках управления знаниями организации довольно часто было принято рассматривать как хозяйственные субъекты, которые поддаются пониманию», - говорит Дэвид Сноуден из Института управления знаниями IBM. «Интеллектуальный капитал слишком разнообразен, слишком сложен и слишком зависит от индивидуумов и сообществ, которые обычно не ведут себя рационально. Но мы так же не хотим, чтобы они себя вели рационально: ведь рациональное поведение выводит за скобки инновации и взаимоотношения - необходимые навыки для экономики, основанной на знаниях»

Информация о работе Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления