Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:03, курсовая работа
Управление интеллектуальным капиталом (нематериальными активами) - задача более сложная, чем управление материальными и финансовыми ресурсами, ведь методический инструментарий для учета и оценки таких активов еще находится в стадии становления. В обыденном языке под интеллектуальным капиталом обычно понимаются особые знания и способности людей. Интеллектуальный капитал как экономическая категория - намного более сложное и комплексное понятие. «Сложное» означает, что он состоит из ряда связанных между собой частей: интеллектуальной собственности, технологического и организационного ноу-хау, сетевого капитала, человеческого капитала, репутации.
Как предполагает Дэвид Сноуден, для использования человеческого и структурного капитала организация будующего должна измениться, стать совершенно другой. Должны измениться способы, при помощи которых мы придаем организациям форму. Равно должно измениться и то, как мы описываем организации, и то, как мы себе их представляем. Это предмет поиска для интеллектуального предпринимательства.
Боб Йохансен из Института будущего предсказывает то, что он назвал «сетчатой организацией», состоящей из индивидуумов, организованные в мелкие временные межорганизационные, ограниченные сроками и призванные выполнять конкретные задачи группы, которые обычно называют командами.
Какую бы себе организационную форму мы себе не представляли, ей всегда будет необходим некоторый тип структурной организации. Модель «виртуальной организации» завоевала право на существование именно благодаря отсутствию структуры, которую она предлагает. В результате лучшие умы мира бьются над потенциальными организационными моделями, которые призваны придать смысл окружающему миру, а также тому, как сейчас работают и думают специалисты[3, с. 126-127].
Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал). Современная компания это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, но оказывает огромное влияние на стоимость компании и на ее конкурентные преимущества. Данный факт является признанным во всем мире, но необходимо еще много исследований и теоретических работ, чтобы интеллектуальный капитал стал восприниматься нами как нечто естественное, чтобы он вписался в современную экономическую теорию и занял достойное место среди других видов капитала[2, с. 14].
Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Элементы интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в продуктах или вовремя не залицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента[2, с. 56].
Исходной проблемой на нынешнем этапе развития государства является вопиющее несоответствие наличной культуры управления сферами жизнедеятельности государства, где сектор интеллектуального труда занимает ведущее место, задачам развития этого сектора и повышения качества жизнедеятельности специалистов, в нем занятых. Это несоответствие проявляется в экономическом, кадровом, структурном, информационном, технологическом и других аспектах и фиксируется на всех уровнях управления.
Формирование и эффективное использование необъятного интеллектуального и духовного потенциала российских управленцев является одним из условий повышения эффективности российского бизнеса.
Трудности, возникающие при формировании и управлении интеллектуального капитала
Для эффективного управления интеллектуальным капиталом в компании необходим комплексный подход. Только построение полномасштабной системы оценки и управления интеллектуальным капиталом приведет к максимизации ценности компании. Конечно, так как все компании имеют бизнес-модели, они существенно отличающиеся друг от друга, не существует единой системы управления интеллектуальным капиталом, которая была бы максимально успешной в каждой компании.
Интеллектуальный капитал организации нуждается в развитой системе управления, выступающей в виде реально существующей структуры, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления интеллектуальным капиталом - практическую реализацию.
Система менеджмента знаний в крупных концернах с их традицией дифференциации производства и распределения знаний и соответствующими структурами (наличие главного менеджера по науке на уровне правления или совета директоров концерна) нереальна для малых и средних компаний, где обычно распределение функций является нечетким, а ключевые фигуры управления являются и основными носителями организационных знаний. Также и применяемые для управления знаниями в крупных организациях информационные платформы и технологии нецелесообразны для внедрения и использования на малых и средних предприятиях, поскольку требуют технологически сложного, многоэтапного производства и диверсифицированной производственной структуры. Кроме того, организация процессов управления знаниями на базе сложных технологических платформ недоступна для большинства малых и средних предприятий в силу ограниченности доступных им финансовых ресурсов. Тем не менее, задачи инновационного развития требуют адекватной организации управления интеллектуальным капиталом.
Так, например, существуют основные элементы при создании системы управления интеллектуальным капиталом.
Учитывая ограничения, налагаемые условиями ведения бизнеса, отметим, что для большинства предприятий в настоящее время при создании системы управления интеллектуальным капиталом следует опираться на три основных элемента, от эффективности функционирования которых будет зависеть как успешность создаваемой системы, так и конкурентоспособность организации в целом. К этим элементам относятся:
· Управление «овеществленной частью» системы менеджмента знаний (базами знаний и технологиями, на основе которых они реализуются), нацеленное на накопление знаний, их документальное оформление и оптимальное использование. Этот элемент создает и систематизирует память организации.
· Управление человеческим капиталом - основным компонентом системы знаний предприятия, нацеленное на создание знаний, их распространение внутри организации, обмен с внешней средой.
· Создание организационной культуры, способствующей распространению, приумножению и обновлению знаний на предприятии.
Проблемы управления интеллектуальным капиталом организации в настоящее время являются наиболее значимыми, так как от эффективности использования интеллектуального капитала зависит достижение конечных целей организации. Управление интеллектуальным капиталом, прежде всего, носит социальный характер, так как носителем интеллектуального капитала является человек, то есть персонал организации. Таким образом, эффективное управление интеллектуальным капиталом неразрывно связано с управлением персоналом, то есть с формированием кадровой политики на предприятии.
К настоящему моменту не существует однозначного определения интеллектуального потенциала, которым обладает компания. Ряд исследователей определяют интеллектуальный капитал через его свойства, способность влиять на формирование стратегической позиции компании, ее долгосрочного роста и прочие характеристики. Однако наиболее информативным представляется определение интеллектуального капитала через раскрытие его структурных элементов, их параметров и взаимосвязей. Здесь также не существует единого мнения среди исследователей, тем не менее в большинстве работ, посвященных интеллектуальному капиталу компании, выделяются и анализируются три основные составляющие: человеческий, структурный и клиентский капитал. Под человеческим капиталом понимается способность работников компании предлагать нестандартные решения, их опыт, знания, навыки, принадлежность корпоративной культуре. Оценка человеческого капитала проводится посредством анализа накопленных инвестиций в образование, науку, здоровье, обеспечение безопасности и определенного уровня жизни сотрудников. Структурный, или организационный, капитал включает в себя методы и структуру взаимосвязей, обеспечивающие эффективное взаимодействие сотрудников внутри компании, а также с внешними контрагентами в процессе осуществления своей деятельности. Организационный капитал включает системы управления, базы данных, торговые марки, авторские права, культура организации и прочее. Под клиентским, или потребительским, или отношенческим, капиталом подразумевается система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Он включает в себя деловую репутацию, контракты и соглашения с клиентами и партнерами, бренд и прочее.
Формирование интеллектуального капитала в свою очередь связано с осуществлением эффективного процесса подбора персонала, которое должно быть направлено на увеличение производительности и прибыли организации. При этом процесс эффективного подбора персонала впоследствии должен преобразоваться в построение системы эффективного использования интеллектуального капитала, для этого необходимо осуществлять поддержание величины интеллектуального капитала на оптимальном уровне, а также проводить мероприятия направленные на повышение интеллектуального капитала организации. Поддержание интеллектуального капитала на оптимальном уровне необходимо потому, что в процессе использования интеллектуального капитала происходит его устаревание, то есть износ. Если поддержание интеллектуального капитала можно осуществлять собственными силами организации, то повышение интеллектуального капитала, как правило, требует осуществления инвестиций, основными особенностями инвестирования в интеллектуальный капитал являются - высокая степень риска, длительность инвестиционного периода, более высокая эффективность.
Таким образом, проблемой является отсутствие должной правовой регламентации, мер государственного регулирования по отношению к интеллектуальному капиталу.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что ситуация в России на фоне экономического кризиса требует достаточно пристального внимания к развитию интеллектуального потенциала страны. На современном этапе ключевым источником экономического роста становятся нематериальный капитал и его важнейшая составляющая - интеллектуальный капитал, масштабы и качество который в существенной и возрастающей степени определяет основные параметры инновационного развития.
В ближайшее время мировое лидерство в экономической, политической и духовной сферах будет принадлежать странам с преимущественным развитием интеллектуального капитала, так как он является основой развития информационной экономики. Российский потенциал должен и может быть использован, но вариант этого процесса далек от того идеализированного процесса, который многие ученые представляют себе. В условиях когда государство не может защитить собственную продукцию, производимую в стране, самостоятельно не имеет возможности поддерживать отрасли, занимающиеся научными разработками, а также инфраструктуру, необходимую для функционирования и развития информационной экономики, этот потенциал используется но уже без участи государства. Интеллектуальная продукция и фундаментальные разработки, которые государство не защищает как стратегически важные, оказываются за рубежом.
Современные организации, успешно развивающиеся в конкурентной борьбе, самостоятельно создают инновационную продукцию, начиная от зарождения в недрах организации инновационной идеи и завершая созданием отработанных и протестированных в отвоеванных нишах рынка образцов продукции, которая быстро внедряется в производство. Циклы разработки и реализации в производстве все новой и новой инновационной продукции являются циклами интеллектуально-инновационной деятельности, в процессе которой создается и преумножается интеллектуальный капитал, а на его основе появляются новые инновации.
При внедрении инновации на первое место выходят такие качества персонала, как профессионализм, способность к творчеству, интеллектуальные способности, коммуникативные качества, психофизиологические характеристики, социально-демографические характеристики.
Таким образом, поднять уровень инновационной экономики, как в регионе, так и в России в целом можно путем повышения мотивации персонала, занятого исследованиями и разработками, эффективным развитием венчурных предприятий, а также модернизацией регионального инновационного кластера.
Список литературы
1. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления. Учебник. - М.: Изд-во «РАГС», 2008. - 560с.
. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Акционер", 2002 - 200 с.
. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях.- М.: ИНФРА-М, 2005.- XX, 248с.
4. Булыга Р.П., Использование концепции интеллектуального капитала в методологии оценки бизнеса // Аудит и финансовый анализ, №3. 2003г.
5. Графова Т.О. Бухгалтерские теории интеллектуального капитала // Международный, бухгалтерский учет, N 12 2011г.
6. Мансуров Р. Как оценить интеллектуальный капитал компании // Кадровик. Кадровый менеджмент. №1, 2011г.
7. Мещекова М.А. Измерение интеллектуального капитала в современной экономике // Экономика. № 1, 20011г.
. Пестунов М.А. Воспроизводство нематериальных активов как инструмент управления формированием интеллектуального капитала. // Экономический анализ: теория и практика. №6, 2008г.
9. Фасхиев Х.А. Интеллектуальный капитал- основа инновационного развития предприятия // Инновации №6, 2011г.
10. Аналитика культурологи //
электронный журнал, Выпуск 2 (11), 2008http://www.
11. Модернизация без интеллекта // электронный журнал, «Эксперт» №43. 31.10.2011г.
12. Федеральная Служба Государственной Статистики http://www.gks.ru.
13. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н.Чепурина 3-е изд.стер. - М.: Юридический дом «Юстиц информ», 2002. - 496с.
Информация о работе Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления