Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 07:41, контрольная работа
Описание работы
Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве Казахстана, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования. Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем
Содержание работы
Информационные технологии — как средство обучения Задачи и принципы применения ИКТ на уроках Применение ИКТ на уроках истории Применение ИКТ учащимися Заключение Литература
1. Внедрение
электронного обучения — первый шаг
интеграции в мировое образовательное
пространство
Серьёзные преобразования в экономическом
и общественном устройстве Казахстана,
интегрирование страны в мировое сообщество
обусловили необходимость реформирования
в системе образования. Модернизация казахстанского
образования направлена не только на изменения
содержания изучаемых предметов и курсов,
но и на изменения подходов к методике преподавания,
расширение арсенала методических приёмов
учителя, активизацию деятельности учащихся
в ходе занятий, приближение изучаемых
тем к реальной жизни через рассмотрение
ситуаций и поисков путей решения наиболее
острых общественных проблем. Развитие
общества сегодня диктует необходимость
использовать новые информационные технологии
во всех сферах жизни. Современная школа
не должна отставать от требований времени,
а значит, современный учитель должен использовать
компьютер в своей деятельности, так как
главная задача школы — воспитать новое
поколение грамотных, думающих, умеющих
самостоятельно получать знания граждан.
Именно поэтому министерством образования
и науки РК внедряется программа электронного
обучения.
2. Информационные
технологии — как средство обучения
Многих педагогов в данный момент
особо интересует следующий вопрос: «Какую
нишу займет мой предмет в указанной парадигме
образования?». Если для преподавателейестественно-математического цикла
данная проблема не является острой, так
как информационные технологии напрямую
связаны с преподаванием физики, информатики,
математики и многие темы требует применение
инновационных технологий и интерактивных
средств обучения, то для учителей гуманитарного
цикла, данное нововведение вызывает опасение,
на сколько оно может прижиться на их уроках.
Поэтому, внедрение элементов электронного
обучения, необходимо начинать уже сейчас.
Но для этого нужна мотивация, кроме той,
что введение электронного обучения во все
общеобразовательные предметы — неизбежно.
Использование ИКТ, должно быть осознанно
учителем и отвечать целям и задачам, которые
преследует тот или иной педагог. Применение
информационных технологий заставляет
пересматривать планирование и содержание
учебного предмета. Это требует соответствующей
подготовки от педагога. И здесь возникает
противоречие между сложившейся подготовкой
учителя, носящей универсальный характер
и необходимостью на практике решать профессионально
педагогические задачи, требующие от него
не только фундаментальных знаний по предмету,
но и соответствующих профессиональных
умений использовать средства новых информационных
технологий в образовательном процессе.
По опыту работы приходишь к выводу,
что ИКТ, как средство обучения, имеют
определенные дидактические функции.
Они незаменимы на стадии чувственного
восприятия изучаемых объектов и явлений.
При этом наглядные образы обеспечивают
постоянную связь мышления с изучаемым
объектом (через абстрактное мышление).
Для более полного запоминания и усвоения
учебного материала учащимися необходимо
задействовать как можно большее количество
каналов восприятия информации. Очень
эффективно это можно сделать с применением
графических и мультимедийных возможностей
компьютера. Таким образом, ИКТ выступает
как совокупность методов и средств накопления,
обработки, представления, сохранения
и передачи информации. Однако, важно помнить,
что применение ИКТ обеспечит необходимый
педагогический эффект только при условии
соблюдения определенных дидактических
требований. С. П. Новиков выделяет следующие:
Информация, получаемая с помощью ИКТ, соответствует
современным научным представлениям;
По уровню сложности и объему она доступна учащимся
для понимания.
Учебная информация, получаемая
с помощью ИКТ, согласуется
с базовым учебником
по конкретному предмету.
Таким образом, урок с применением
ИКТ (медиаурок) — это качественно новый
тип урока, на котором учитель согласовывает
методику объяснения учебного материала
с методикой примененияинформационно-коммуникативных технологий
и где они выступают как средство для достижения
поставленной цели и решения задач.
При изучении прошлого школьники
лишены возможности, непосредственно
воспринимать события и явления общественной
жизни. Компьютерные технологии позволяют
реконструировать жизнь общества в различные
периоды истории, в различные эпохи.
Информационные технологии
позволяют в полной мере раскрыть и реализовать
потенциальные возможности иных инновационных
технологий и методов. Их можно применять
вместе с другими педагогическими технологиями,
например, традиционной, здоровьесбережения
и развития критического мышления.
3. Задачи
и принципы применения ИКТ на уроках
Цель педагогической деятельности
в рамках изучения истории в школе способствовать
созданию условий для более успешной социализации
индивида в современном мире через использование
новых информационных технологий. Поэтому
задачами в области преподавания истории
сводятся к следующему:
формирование у учащихся умений поиска,
анализа и отбора необходимой
учебной информации;
овладение ими конструктивными
способами учебной и социальной коммуникации;
познание ими исторических закономерностей,
явлений и событий;
использование и применение ими полученных
знаний в реальной жизни.
Исходя из данных задач, задачами
в области ИКТ сводятся к следующему:
Организации внеурочной проектной
деятельности учащихся;
Расширении возможностей в применении наглядности.
Для достижения данных задач,
необходимы следующие принципы:
1. Принцип деятельности
— позволяет коренным образом
изменить роль ученика: он является не объектом,
а субъектом познавательной деятельности.
2.Принцип минимакса
— учебное содержание должно
соответствовать максимальному уровню
изучения истории, которое обеспечивает
освоение минимального уровня, то есть
уровня, задаваемого стандартом.
3. Принцип вариативности
— позволяет ставить ученика
в позицию выбора, где из большого объема
учебного материала учащиеся должны выбрать
только тот, который соответствует определенным
требованиям.
4. Принцип творчества
— позволяет включать в план
урока задания, для выполнения которых
ученику потребуется придумать собственный
метод.
6. Принцип
психологической комфортности
— позволяет осуществлять индивидуальный
подход к деятельности каждого ученика,
учитывая психологические и интеллектуальные
способности личности.
Поэтому, прежде чем применять
ИКТ на уроке, надо решить действительно ли
это необходимо и насколько. Для этого
подготовку необходимо организовывать
поэтапно:
1 этап — технологический.
На данном этапе я определяю способ
использования ИКТ: работа учащихся с интерактивной
доской или работа с использованием только
проектора.
2 этап — содержательно-организационный.
Методическая организация учебной
деятельности (осуществляю выбор темы
урока, определяю цели и задачи, планирую
деятельность учителя и учащихся, а также
оцениваю эффективность использования
выбранных методов и форм изучения материала,
составляю проект урока.
3 этап — процессуальный.
Этап проведения урока и реализации
замыслов на основе использования ИКТ.
4 этап — аналитико-рефлексивный.
Анализ деятельности учащихся
на всех этапах урока, обоснование эффективности
использования компьютерных средств,
оценка качества знаний учащихся.
В ходе урока применение
ИКТ возможно:
при объяснении нового материала;
при актуализации знаний;
для обобщения и систематизации знаний;
при выполнении творческих заданий;
во время лекций, практических
и лабораторных занятий;
при самоподготовке;
в практической деятельности
и при закреплении знаний;
для контроля и самоконтроля степени
усвоения учебного материала.
Однако, учителю планируя урок
с применением ИКТ, необходимо задуматься
о целесообразности его применения для
изучения данного материала.
В своей деятельности я выделяю три основных
формы работы с ИКТ:
Во-первых, это непосредственно
применение информационных технологий
на уроках истории.
Во-вторых, это
применение информационных технологий
для организации самостоятельной работы
учащихся по истории вне школьных занятий;
И, в-третьих, это
применение информационных технологий
для обеспечения познавательного досуга
(использование развивающих игр, электронных
энциклопедий.
С точки зрения использования
ИКТ на уроке, я делю эти уроки на две группы.
Принадлежность урока к той или иной группе
обуславливает технические условия и наличие
соответствующего программного обеспечения
для его проведения.
1. Уроки демонстрационного
типа.
Этот тип уроков — один из самых
распространённых на сегодняшний день
в моей практике. Для его проведения требуется
наличие предметного кабинета, оснащённого
компьютером и проектором или переносной
вариант этой техники. На таком уроке информация
демонстрируется на большом экране и может
быть использована на любом его этапе.
В качестве программного обеспечения я использую
материалы готовых программных продуктов
на CD, содержащих большой объём фото, видео,
аудио информации по различным темам, а также
презентации, которые я готовлю к своим
урокам сама.
2. Уроки компьютерного
тестирования.
Тестирование — это один из видов
контроля знаний, который прочно вошел
в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих
программ определяется тем, что они укрепляют
обратную связь в системе учитель — ученик.
Тестовые программы позволяют быстро
оценивать результат работы, точно определить
темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
К сожалению, возможности кабинета не позволяют,
что бы каждый учащийся класса работает
на таком уроке только индивидуально. Тестирование
я провожу через демонстрацию тестов на слайдах.
Таким образом, компьютер и программы
должны быть органично взаимосвязаны
с другими составляющими процесса обучения:
целями, содержанием, формами, методами,
деятельностью учителя и учащегося.
4. Применение ИКТ
на уроках истории
Уроки с использованием ИКТ организую
на основе работы со специализированными
обучающими программными средствами.
Так на уроках изучения нового материала
использую демонстрационную программу,
которая позволяет в доступной, яркой,
наглядной форме представить учащимся
теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своем
составе видеофрагменты, которые позволяют
продемонстрировать на уроке видеосюжет,
представляющий изучаемое событие с комментарием
диктора
Медиаурок, по моему мнению, имеет
свои методические возможности и преимущества.
Они выражаются в следующем:
повышение эффективности образовательного
процесса за счет одновременного
изложения учителем теоретических сведений
и показа демонстрационного
материала с высокой степенью наглядности;
возможность научить школьников
применять компьютерную технику для решения
учебных задач, для обработки учебной
информации;
организация индивидуальной
работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности
и творчества;