Использование на уроках истории ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 07:41, контрольная работа

Описание работы

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве Казахстана, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования. Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем

Содержание работы

Информационные технологии — как средство обучения
Задачи и принципы применения ИКТ на уроках
Применение ИКТ на уроках истории
Применение ИКТ учащимися
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (22).docx

— 46.71 Кб (Скачать файл)
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Электронные пособия позволяют осуществить тройное сопоставление: «Событие —термин-изображение», что способствует формированию системы изучения нового понятия. Например, при изучении вопроса о египетских пирамидах в 6 классе с помощью мультимедиа представляю — процесс их постройки (событие), далее даю определение понятия «пирамида» (термин), а затем рассматриваю ее изображение.

На уроках — практикумах учащиеся совершенствуют свои умения заполнять контурные карты, таблицы, делать выводы, работать со статистическими материалами, таблицами. Предлагаю учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из ИНТЕРНЕТА. Для практического занятия определяю цели, подбираю соответствующие задания. Для активизации познавательной деятельности включаю в работу игровые моменты, это оживляет восприятие учащимися материала, вызывает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности. Например, использую кроссворды, игровые варианты работы с материалом.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Важно помнить, излишняя увлеченность использованием ИКТ ведет к перегрузке учебного материала второстепенной информацией, отвлекает от сути изучаемой проблемы, рассеивает внимание школьниковУроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся в последствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

7. Применение  ИКТ учащимися на уроках истории

Учащиеся при помощи компьютера подготавливают и проводят на уроке выступления, работают с информацией, применяют мультимедийные возможности компьютера, интернет ресурсы, образовательные программы для самостоятельной работы.

Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентации. Создание презентации превращаю в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т. к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Также я использую в своей работе метод проекта для повышения коммуникативной направленности в обучении истории. Работа с проектами начинается в 5 классе. Организуя данную работу, я пришла к выводу, что, если разные виды проектов (информационные, творческие, ролево-игровые, исследовательские) целенаправленно и систематически использовать в работе, то эффективность результатов обучения значительно повышается.

Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени — с другой. Работа над проектами способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории.

Заключение

Таким образом, применение ИКТ на уроках

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке;

  • усовершенствовать контроль качества знаний;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным;

  • представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;

  • формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией.

Благодаря ИКТ:

  • учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса;

  • повышается уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижение;

  • устанавливаются межпредметные связи;

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

  • учащиеся под руководством учителя создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки: электронные сборники творческих работ;

  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместнойпроектно-исследовательской деятельностью;

  • изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Роль учителя является ключевой в формировании информационной культуры учащихся. Внимание учеников, степень освоения ими получаемых знаний зависят от умения учителя правильно организовать занятие. Работа должна предусматривать наличие обратной связи, потребность которой определяется степенью сложности учебного материала. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей ученика, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. В зависимости от индивидуальных особенностей: характера обучаемости, уровня медиаобразовательных умений, степени мотивации необходимы соответствующие коррективы и варианты индивидуальной работы. Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя. Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.

Литература:

  1. Алейникова О.А. Авторские мультимедийные учебно-методические пособия в образовании//Образование в современной школе № 4.2002.

  1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИШ. 2000. № 3.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.

  1. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированногообучения//Педагогика. № 4, 2003.

  1. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика. № 8, 2003.

  1. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. № 8, 2003.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000.

 


Информация о работе Использование на уроках истории ИКТ