Эффективность административной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, преодолеть упрощенный взгляд на государство как совокупность органов и учреждений, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения.

Файлы: 1 файл

Эффективность административной реформы.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Проведение административных реформ в России имеет длительную историю. Перестройки центрального аппарата государственного управления проводились и в Российской империи, и в годы советской власти. Но после распада СССР предстояло по-новому осмыслить положение и роль исполнительной власти, преодолеть упрощенный взгляд на государство как совокупность органов и учреждений, понять, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, неразрывно связанной с интересами общества, и вся ее работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения. В связи с этим к концу 90-х гг. прошлого века окончательно утвердилась мысль о необходимости проведения в России реформ и, прежде всего, реформы административной.

 Под «административной  реформой» принято понимать преобразования  в системе органов исполнительной  власти, с целью создания реально  действующей единой системы исполнительной  власти, работающей в «автоматическом  режиме» в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями.

 

В 2010 году истек срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Административная реформа в Российской Федерации, проведенная в 2006 - 2010 годах, была направлена на достижение следующих целей:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

-ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

-повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Важным результатом  стало принятие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг", явившегося правовой базой  для реализации основных мероприятий административной реформы.

В соответствии с Концепцией административной реформы работа велась в рамках следующих направлений:

внедрение управления по результатам и проектного управления;

регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг (функций);

предоставление информации о государственных услугах, оказываемых  в электронной форме;

 

организация предоставления государственных и муниципальных  услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров  предоставления государственных и муниципальных услуг;

оптимизация функций  органов исполнительной власти;

размещение государственного и муниципального заказа;

противодействие коррупции.

В области регламентации  и стандартизации государственных  и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации.

В настоящее время  административный регламент является основным документом, регулирующим порядок  предоставления (исполнения) государственных  и муниципальных услуг (функций).

В рамках направления, касающегося  предоставления информации о государственных  услугах и государственных услугах, оказываемых в электронной форме, созданы следующие ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства:

федеральная государственная  информационная система "Единый портал государственных и муниципальных  услуг (функций)" (далее - единый портал);

федеральная государственная  информационная система "Сводный  реестр государственных и муниципальных  услуг (функций)" (далее - федеральный реестр);

программно-технический  комплекс, обеспечивающий получение  государственных услуг в электронном  виде через инфраструктуру центров  общественного доступа;

информационная система  удостоверяющих центров единого  пространства доверия электронного правительства.

Зарегистрированные пользователи единого портала имеют возможность  отправлять в электронной форме  заявления на получение более 50 государственных  услуг, предоставляемых 18 федеральными органами исполнительной власти.

Важным этапом в области  обеспечения открытости публичных  органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа  к информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления". Указанный Федеральный закон  регулирует правоотношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивая тем самым реализацию конституционного права граждан свободно искать и получать информацию.

В рамках направления, касающегося организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) к концу 2010 года начали функционировать 166 многофункциональных центров в 48 субъектах Российской Федерации.

Результаты работы многофункциональных  центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных  и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников, что позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания многофункциональных центров показали, что почти 90 процентов посетителей высоко оценивают их работу.

В рамках направления, касающегося  оптимизации функций органов  исполнительной власти, проведена инвентаризация состава государственных услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному анализу, существует более 800 таких услуг (функций) на федеральном уровне. Это услуги, получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), и контрольно-надзорные функции. В федеральном законодательстве определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг (функций).

 

Достигнуты ощутимые результаты в части сокращения лицензируемых  видов деятельности. В Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен порядок определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также положения, направленные на упрощение процедур получения и переоформления лицензии и на обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов, что позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием.

 

В рамках направления, касающегося  размещения государственного и муниципального заказа, принят Федеральный закон "О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В указанном Федеральном законе предусмотрены открытые и гласные процедуры размещения заказа и созданы некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказов.

В рамках направления, касающегося  противодействия коррупции, за последние  годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база, которая  позволила продвинуться в создании нормативных предпосылок для  пресечения и ограничения проявлений коррупции.

За последнее время  в сфере противодействия коррупции  приняты следующие наиболее значимые нормативные правовые акты:

Федеральный закон "О  противодействии коррупции";

Федеральный закон "О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции";

Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных  правовых актов и проектов нормативных  правовых актов";

 

Результаты реализации Концепции административной реформы показывают сохраняющуюся актуальность большинства определенных ею направлений совершенствования государственного управления.

 

С учетом проведенной  работы разработана настоящая Концепция.

 

Целями настоящей  Концепции являются:

снижение административных барьеров;

повышение качества и  доступности государственных и  муниципальных услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач  по следующим направлениям: реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

оптимизация механизмов осуществления функций органов  исполнительной власти и органов местного самоуправления;

совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;

развитие механизмов, направленных на управление процессом  реализации настоящей Концепции.

IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг

1. Совершенствование системы лицензирования

Первый этап предусматривает распространение  общего порядка лицензирования при  условии сохранения возможности  установления особенностей процедур лицензирования в отраслевых законах в 6 видах  деятельности, в том числе оказание услуг связи, телевизионного вещания и  (или) радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, а также образовательной деятельности по образовательным программам.

Вместе с тем в 13 видах деятельности система лицензирования останется без изменений. Это такие виды деятельности, как деятельность по использованию атомной энергии, деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, и т.д.

Второй этап предусматривает установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого унифицированного порядка их лицензирования. Для этого необходимо провести анализ федеральных законов, устанавливающих порядок лицензирования в 7 видах деятельности, в том числе с целью выявления для последующего исключения норм федеральных законов, позволяющих лицензирующим органам детализацию лицензируемых видов предпринимательской деятельности и процедур лицензирования ведомственными актами.

 

2. Совершенствование  системы аккредитации

 

В области аккредитации необходимо обеспечить скорейшую реализацию нормативных  и организационных мер, направленных на создание единого национального  органа по аккредитации, на передачу ему  полномочий иных федеральных органов  исполнительной власти по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

 

3. Совершенствование  системы уведомительного порядка  осуществления предпринимательской  и профессиональной деятельности

 

В целях сокращения неконтролируемого роста количества разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций, требуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями при появлении на рынке определенных видов предпринимательской и профессиональной деятельности, в том числе за счет перехода к уведомительному порядку получения права осуществления предпринимательской деятельности, необходимо проведение полной инвентаризации и обоснованной ликвидации разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций при появлении на рынке таких видов предпринимательской деятельности, осуществление которых не представляет угрозы третьим лицам, безопасность которых уже обеспечивается или может обеспечиваться иными государственными методами регулирования, опасность по которым связана не с процессом осуществления деятельности, а с ее результатами, и безопасность которых можно обеспечить иными государственными методами регулирования.

 

4. Совершенствование  системы государственного контроля и надзора

 

Системообразующим нормативным правовым актом в сфере осуществления  функций органов исполнительной власти по контролю и надзору является Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ближайшее время должна быть полностью завершена работа по приведению отраслевых законов в соответствие с требованиями указанного Федерального закона. Для этого необходимо внести изменения в более чем 75 федеральных законов, регулирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах общественной жизни.

Информация о работе Эффективность административной реформы