Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета.. 5
1.2 Структура доходов и расходов государственного бюджета 8
1.3 Бюджетный дефицит и профицит 11
1.4 Функции государственного бюджета 14
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 18
2.1 Доходы Российской Федерации 18
2.2 Расходы Российской Федерации 21
2.3 Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ. 24
3 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

1.3 Бюджетный дефицит и профицит

 

Дефицит государственного бюджета это превышение расходной части бюджета над доходной. Он возникает когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит). Бюджетный дефицит это нежелательное явление, с ним может столкнуться любое государство. Обычно дефицит закладывается уже при составлении бюджета, что может привести к инфляции, так как дефицит обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Считается, что профицит лучше дефицита, так как он сдерживает инфляционные процессы. Тем не менее, наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.

Причинами государственного дефицита могут служить многие факторы такие как, спад общественного производства, оборот «теневого» капитала, массовый выпуска пустых денег и  излишне, неоправданно раздутые социальные программы и т. д. Впоследствии образуется дефицит госбюджета. Правительство стремиться, разными путями покрыть его с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

  1. За счет эмиссии денег (монетизация дефицита);
  2. За счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
  3. За счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Эмиссионный способ финансирования государственного бюджета  состоит в том, что центральный увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает повышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита. Достоинством такого способа финансирования является в первую очередь, рост денежной массы, который является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Во-вторых, достоинством этого способа является то, что эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домашним хозяйствам и фирмам) стоимость этих бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, то есть это инфляционный способ финансирования.

В большинстве развитых стран преобладают неэмиссионные формы финансирования дефицита государственного бюджета, не приводящие непосредственно к росту инфляции. Одной из таких форм финансирования дефицита государственного бюджета является финансирование за счет внутреннего займа. Суть в том, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению (домашним хозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования дефицита. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик, что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах  каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.

Третьим способом финансирования дефицита государственного бюджета является финансирование с помощью внешнего займа, то есть займа у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Недостатком этого способа является необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу.

Также необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике. И, наконец, при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Жизнь государства, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Чтобы преодолеть дефицит и получить прибыль государство должно эффективно использовать средства заимствования, направлять их в проекты, чтобы за минимальный срок получить прибыль. Эта прибыль должна не только превышать сумму долга, ее должно хватить и на выплату процентов. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. Только в таком случае государство выплатит проценты и получит прибыль.

Налогово-бюджетная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

 

1.4 Функции государственного  бюджета

 

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. А мобилизационная функция обеспечивает лишь поступление средств в бюджет, при помощи чего в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может повлиять на развитие общества. Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

 Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Под принципами построения бюджета понимаются такие способы организации бюджетного процесса, при котором бюджету обеспечивается высокоэффективное - на благо всего населения территории - функционирование. Их соблюдение обеспечит в равной мере реализацию интересов всех слоев общества, а не отдельных его групп. При построении бюджета используются следующие принципы:

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип единообразия основан на том, что финансы органов власти всех уровней являются составной частью государственных финансов, несмотря на определенную степень самостоятельности и свободы региональных органов власти. Этот принцип предусматривает единообразие методической базы управления и учета бюджетных средств, в том числе финансовых документов, бюджетной классификации, методик расчета прогнозных показателей.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов.

Принципы осторожности и достоверности предполагают осторожность в прогнозировании и достоверность отчетных сведений.

Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов Российской Федерации.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

 

 

2  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Доходы Российской Федерации

 

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи трактовать как налоги. Ниже под термином “налоги” мы будем подразумевать не только собственно налоги, но и сборы, и платежи.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставленные местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц и т.д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета