Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:14, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета.. 5
1.2 Структура доходов и расходов государственного бюджета 8
1.3 Бюджетный дефицит и профицит 11
1.4 Функции государственного бюджета 14
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 18
2.1 Доходы Российской Федерации 18
2.2 Расходы Российской Федерации 21
2.3 Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ. 24
3 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
По условиям жизни населения, в первую очередь пенсионеров и инвалидов, можно судить о социальной ориентации экономики, о гражданской ответственности общества. За последние 15 лет расходы западных стран на государственные пенсии по старости и инвалидности увеличились вдвое. Имеют устойчивую тенденцию к росту соответствующие расходы и в России. Но так было не всегда. До второй мировой войны во многих странах, в том числе и в США, на получение пенсии могли рассчитывать только государственные служащие, ветераны войн, отставные военные, железнодорожники. Не был в этом отношении исключением и Советский Союз. В 1941 г. в огромной стране с населением 196 млн. человек, из которых 12 млн. составляли старики, получали пенсии по старости только 200 тыс. человек. Пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, в его современном понимании, было введено в СССР только в 1956 г.
Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются. Деньги инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не вышел на пенсию. Все сбережения плательщика и весь инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран мира переходят с распределительной системы на накопительную следующие:
Кризис пенсионной системы наблюдается не только в России, в мировой практике существуют примеры похожих кризисов. Поэтому, для того чтобы понять, как решать пенсионную проблему, необходимо изучить опыт проведения пенсионных реформ в других странах, что позволит выбрать наиболее эффективные пути выхода из кризиса. Требуют серьезного реформирования и другие внебюджетные социальные фонды, действующие в настоящее время в Российской Федерации.
Расходы на пенсионное обеспечение — самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение 1993-1996 гг. эти финансовые потоки составляли от 25 до 47% по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 1999 г. в стране насчитывалось свыше 38 млн. пенсионеров – более 1/5 всего населения.
Основной источник доходов Пенсионного фонда — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, утверждает Правительство РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. На Долю Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.
Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.
В 1998 г. в состав бюджетной системы РФ были включены следующие целевые бюджетные фонды:
3 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ
Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.
Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.
Вначале в течение первых трех месяцев составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.
Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований.
Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.
Полномочия министра финансов в отношении сметных предложений министерств (ведомств) варьируются. В некоторых странах 6н имеет право лишь принять их к сведению и включить в целом без изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения.
При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства; установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось
бы сказать, что государственный
бюджет основное звено
В курсовой работе
были выявлены основные
Итак, государственный бюджет представляет собой :
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета