Рассматриваемый
завершающий раздел новой российской
Конституции, прежде всего, определяет,
исходя из результатов всенародного
голосования, день ее принятия,
сроки вступления ее в силу
и прекращения действия прежней
Конституции. В постановлении
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации от 20 декабря
1993г. о результатах всенародного
голосования по проекту Конституции
Российской Федерации приведены
следующие цифры: в голосовании
приняли участие 58’187’755 зарегистрированных
избирателей, или 54,8%; за принятие
Конституции проголосовало 32’937’630
избирателей, или 58,4% избирателей,
принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия
признала всенародное голосование
12 декабря 1993г. состоявшимся и
направила текст Конституции
для официального опубликования
одновременно с постановлением
в газетах («Российская газета»
и «Российские вести»), а также
в ИТАР-ТАСС и для издания
массовым тиражом издательством
«Юридическая литература».
Таким образом,
день 12 декабря 1993г. считается
днем принятия Конституции, а
25 декабря 1993г. следует считать
днем вступления в силу Конституции
Российской Федерации. Соответственно,
в этот же день прекратила свое действие
Конституция (Основной Закон) Российской
Федерации — России, принятая 12 апреля
1978г., со всеми внесенными в ее текст многочисленными
изменениями и дополнениями.
В Конституции
проводится последовательная линия
на укрепление федеративных основ
государства, закрепление равенства
субъектов Федерации и между
собой, и в отношениях с Центром.
Признается, что разграничение предметов
ведения и полномочий осуществляется
положениями настоящей Конституции,
Федеративным и иными договорами.
Федеративный
договор от 31 марта 1992г. явился,
по сути, триединым соглашением
(состоит из трех договоров)
о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
власти 89 субъектов Федерации —
республик, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области и автономных округов
в составе Российской Федерации.
Заключительные и переходные
положения определяют, что в случае
расхождения положений Конституции
с положениями Федеративного
договора действуют конституционные
нормы, направленные на выравнивание
статусов всех субъектов Российской
Федерации, их дальнейшее развитие
и перераспределение полномочий
между органами власти и ее
субъектов.
Вступление в
силу новой Конституции влечет
за собой существенные перемены
в законодательстве. В 90-е годы
оно претерпевает заметные изменения,
радикально обновляется, приводится
в соответствие с конституционными
требованиями, с проводимыми в
стране политическими и экономическими
реформами, с необходимостью более
полной защиты прав и свобод
граждан, развития социальной
сферы, укрепления государственно-правовых
основ.
Однако в России
продолжают, и будут еще действовать
в обозримом будущем сотни
законов, тысячи других нормативных
актов, составляющих сложившуюся
за десятилетия правовую систему. Научно-практическая
экспертиза всего законодательного массива,
выявление в нем пробелов и противоречий,
предложение конкретных юридических решений
остаются актуальными задачами правотворческого
процесса. И потому важно, чтобы сосуществование
законодательных и иных актов, действующих
в стране, основывалось на едином принципе
— принципе конституционной законности,
т.е. они все должны соответствовать настоящей
Конституции. Ее переходными положениями
установлено, что законы и другие правовые
акты, действовавшие на территории Российской
Федерации до 25 декабря 1993г., будут продолжать
обладать юридической силой и, соответственно,
применяться в той части, которая не противоречит
Конституции (ч.2 раздела).
В то же время
значительное число законодательных
актов Указом Президента от 24
декабря 1993г. No.2288 «О мерах по
приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с
Конституцией Российской Федерации»
признано утратившими силу, недействующими
и не подлежащими применению
органами государственной власти,
органами местного самоуправления
и их должностными лицами.
Президент и
Правительство со вступлением
в силу Конституции приобрели
свои права, обязанности и ответственность
в соответствии с новыми конституционными
прерогативами.Кроме того, положения раздела
оговаривают, что нынешний Президент сохраняет
свои полномочия на весь срок его избрания,
т.е. до 12 июня 1996г., поскольку, являясь
по Конституции ее гарантом, должен способствовать
спокойному, последовательному ходу формирования
и закрепления новых форм российской государственности
в этот сложный переходный период.
Отменено двойное
наименование высшего органа
федеральной исполнительной власти
(Совет Министров — Правительство
Российской Федерации), который со
дня вступления в силу Конституции
именуется однозначно — Правительство
Российской Федерации.
Переходными положениями
устанавливаются также порядок
и правовые основания осуществления
правосудия до принятия новых
федеральных законов, предусмотренных
в соответствующих статьях гл.7
Конституции о судебной системе
в Российской Федерации, в том
числе о высших судах Российской
Федерации, о мировых судьях
и ряде других. Судьи всех уровней
судебной системы также продолжают
свою деятельность до истечения
срока, на который они избирались.
В случае появления вакантных
должностей судей последние замещаются
в установленном Конституцией
порядке (см. комментарий к ст.128).
Так, судьи Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда назначаются Советом Федерации
по представлению Президента. Он
же назначает непосредственно
судей других федеральных судов.
Конституция предусматривает
принятие специального федерального
закона, которым будет установлен
порядок рассмотрения дел судом
с участием присяжных заседателей
(см. комментарии к ст.20 и 47). До
введения его в действие сохраняется
существующий порядок судебного
рассмотрения соответствующих дел.
Сохранен прежний порядок ареста,
содержания под стражей и задержания
лиц, подозреваемых в совершении
преступления, до внесения соответствующих
изменений в уголовно-процессуальное
законодательство. В настоящее время арест,
заключение и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению (до судебного
решения лицо может быть задержанным на
срок не более 48 часов.
Заключительные
положения Конституции определили
полномочия депутатов Федерального
Собрания первого созыва. Известно,
что депутатский корпус нового
законодательного органа первого
созыва был сформирован на
основе Указа Президента от 21
сентября 1993г. «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации»
и Положения о федеральных
органах власти на переходный
период, подготовленного в соответствии
с проектом Конституции, вынесенным
затем на всенародное голосование.
Конституция определила
срок полномочий палат Федерального
Собрания, избранного 12 декабря 1993г.,
двумя годами, связав это с
его переходным характером. Основными
задачами Федерального Собрания
первого созыва были приведение
в соответствие с Конституцией
текущего законодательства, а также
принятие в развитие ее положений
федеральных конституционных законов
и иных законодательных актов.
Совет Федерации
и Государственная Дума собрались
на первые заседания и начали
работу в качестве представительного
и законодательного органа Российской
Федерации 11 января 1994г., на тридцатый
день после своего избрания, и
прекратили парламентские полномочия
с момента начала работы Федерального
Собрания нового созыва, т.е. 16 января
1996г. (Государственная Дума) и 23 января
того же года (Совет Федерации).
Определенным
сроком обусловлено и осуществление
функций аппаратом групп депутатов
Государственной Думы, который формируется
после регистрации в установленном порядке
соответствующей группы и работает до
момента прекращения их деятельности.
В пределах такого же срока осуществления
полномочий депутата Совета Федерации
действует его канцелярия, формируемая
для обеспечения депутатской деятельности
в парламенте и избирательном округе.
Теми же сроками ограничена деятельность
помощников, принятых на работу для оказания
правовой, информационной и организационно-технической
помощи депутату Государственной Думы
(гл.9 «Обеспечение деятельности Государственной
Думы» Регламента Государственной Думы).
В то же время секретариаты палат Федерального
Собрания, созданные для осуществления
делопроизводства, организационного,
информационного, правового, документального
обслуживания заседаний Совета Федерации
и Государственной Думы, работают на постоянной
основе, обеспечивая преемственность
в деятельности Федерального Собрания.
В соответствии
с переходными положениями депутаты
Совета Федерации первого созыва
осуществляли свои полномочия
на непостоянной основе, т.е. без
отрыва от основной производственной
или служебной деятельности, либо наряду
с осуществлением на постоянной основе
полномочий депутата представительного
органа государственной власти субъектов
Российской Федерации или органа местного
самоуправления. На постоянной основе
в Совете Федерации работали его Председатель,
заместители Председателя и руководители
комитетов Совета Федерации.
Статья 95 Конституции
определяет, что в Совет Федерации
входят по два представителя
от каждого субъекта Федерации:
по одному от органов представительной
и исполнительной власти. Однако
такой Совет Федерации, который
состоял бы из должностных
лиц, в конце 1993г. практически
образовать было невозможно. Необратимый
процесс развала и самороспуска
Советов на местах привел к
тому, что представительная власть
во многих регионах фактически
отсутствовала. В ряде республик
были избраны президенты, другие
возглавляли председатели Верховных
Советов. Все это не позволило
создать Совет Федерации в
соответствии с конституционными
положениями. Поэтому, согласно Положению
о выборах депутатов Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации,
утвержденному Указом Президента от 11
октября 1993г., было принято решение об
избрании в Совет Федерации первого созыва
по два депутата от каждого субъекта Федерации
(ст.2 Регламента Совета Федерации первого
созыва от 2 февраля 1994г.), причем кандидаты
в депутаты выдвигались группами избирателей
и избирательными объединениями.
В отличие от
депутатов Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы работают
на профессиональной основе, т.е.
осуществление ими своих полномочий
рассматривается как основной
вид трудовой деятельности; при
этом они прекращали заниматься
другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной
или иной творческой. Они не
должны состоять на государственной
службе, за одним исключением:
депутату Государственной Думы
первого созыва в переходный
период разрешалось сочетание
депутатских полномочий с выполнением
обязанностей члена Правительства Российской
Федерации. Однако на таких лиц не распространялись
положения ст.98 Конституции о депутатской
неприкосновенности: в течение срока исполнения
ими полномочий члена федерального Правительства
эти депутаты ввиду своего особого положения
могли нести ответственность за действия
(бездействия), связанные с выполнением
служебных обязанностей.
1.2
Особенности развития конституционного
законодательства в переходный период
Конституционное
законодательство переходного периода
представляет собой систему конституционных
актов, законов, действующих на данном
этапе в той или иной стране.
Наряду с конституцией государства
эта система включает в себя также
все законы, с помощью которых
вносятся в нее изменения, дополнения
или же проводятся изъятия из нее
отдельных положений. К системе
конституционных актов относятся
также законы, издание которых
предусмотрено самой конституцией.
Особенности развития конституционного
законодательства
Согласно, например, Конституции Российской
Федерации 1993 г., к числу таких
законов относятся: федеральный
конституционный закон, определяющий
порядок деятельности Правительства
РФ (ч. 2 ст. 114); федеральные конституционные
законы, устанавливающие полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации и иных федеральных
судов (ч. 3 ст. 128); федеральный конституционный
закон, устанавливающий порядок принятия
в Российскую Федерацию и образование
в ее составе новых субъектов Федерации
(ч. 2 ст. 65); федеральный конституционный
закон, определяющий порядок и условия
изменения статуса отдельного субъекта
или нескольких субъектов Федерации (ч.
5 ст. 66), и др.
Характер, сущность
и содержание конституционного законодательства,
так же, как и другие его отличительные
параметры, никогда не оставались неизменными,
застывшими. Они постоянно изменялись
и развивались. Каждому этапу
развития общества, его экономическому,
социально-политическому, культурному
и иному уровню всегда соответствует
определенный уровень развития конституционного
законодательства.